Тет-а-тет. НСК «Олимпийский» vs «Донбасс-Арена»
Даже в зимнюю паузу НСК «Олимпийский», готовящийся принять финал ЛЧ-2017/18, пребывает в боевой форме. Чего не скажешь о другой украинской арене, когда-то также претендовавшей на топовые матчи европейского календаря...
Новогоднее шоу «Гранд-Отель Будапешт», придуманное специально для столичного 70-тысячника, стартовало здесь две недели назад и продлится до середины января. Ноу-хау пользуется спросом, а значит, укрепляет авторитет и повышает популярность самого стадиона. В свете ответственной миссии, которую «Олимпийскому» предстоит выполнить через полтора года, это важно.
На «Донбасс-Арене», где еще осенью 2013-го вынашивались честолюбивые планы касательно игр ЕВРО-2020 и решающего поединка Лиги Европы, наблюдается куда более прозаичная картина. Одно из лучших спортивных сооружений Европы изрядно потрепано и поддерживается в жизнеспособном состоянии минимизированными усилиями – только за последние полгода около 300 его сотрудников были уволены. Теперь на стадионе разгружают и расфасовывают продукты для жителей региона, пострадавших в результате войны.
Между тем, каких-то 9 лет назад перед еще только возводившимся на улице Челюскинцев красавце открывалось светлое будущее, тогда как над «Олимпийским» сгущались тучи, едва не ставшие предвестниками настоящего бедствия.
«ОЛИМПИЙСКИЙ»: 100 ТЫСЯЧ НА «СПАРТАК»
Датой рождения главной украинской арены считается 12 августа 1923 года, когда на расположенном у подножия Черепановой горы «Красном Стадионе имени Льва Троцкого» стартовала первая Олимпиада Киевщины. К слову, фамилия народного комиссара, позже высланного из СССР и убитого в Мексике, в названии значилась недолго.
Дебютная глобальная реконструкция объекта была затеяна после того, как Киев получил статус столицы УССР. Она началась в 1936-м и растянулась на целых пять лет, зато в результате арена была доведена до всех требуемых по тем временам стандартов (физкультурные павильоны, раздевалки, судейские комнаты и больничные кабинеты), а ее вместимость – до 50 тысяч зрителей.
Как известно, назначенному на 22 июня 1941 года торжественному открытию помешала война. Стадион, названный Всеукраинским, был открыт только через год – 12 июля 1942-го – матчем киевского «Руха» и команды немецкой воинской части DV. Победили хозяева.
Во время взятия, оккупации и освобождения Киева арена серьезно пострадала – в том числе и от попадания шальных снарядов. Как свидетельствуют историки, целенаправленно спортивный центр никто не бомбил, хотя немцы, ретируясь, все-таки вывезли ажурные входные ворота, разрушили водопровод, освещение и радиосеть. Восстановлением занялся трест «Крещатикстрой», а помощь жителей города была неоценимой. Мирный футбол вернулся сюда менее чем через год после того, как в украинскую столицу вошли советские войска, – 25 июня 1944-го. Местное «Динамо» прогнозируемо уступило московскому ЦДКА.
В течение последующих 12 лет Республиканский стадион, до 1962 года носивший имя Никиты Хрущева, пережил несколько этапов реконструкции. Арене не только вернули ее довоенный шарм, но и оборудовали деревянным табло, беговыми дорожками, правительственной ложей. Кроме того, у фасада выросла колоннада со служебным входом во внутренний двор административного корпуса, а вокруг чаши вознеслись вверх четыре 45-метровые осветительные мачты.
В своем обновленном облике, 17 октября 1961 года, арена стала свидетелем завоевания динамовцами первого союзного золота. А уже после очередной глобальной реконструкции, в 1967-м вдвое увеличившей вместимость трибун, порадовавшей болельщиков современными электронными табло, а журналистов – репортерским комплексом с комментаторскими кабинами, стадион пережил несколько мега-аншлагов. Полуфинал Кубка кубков, ответный поединок Суперкубка УЕФА в 1975-м, четвертьфинал и полуфинал Кубка чемпионов в 1977-м собирали более 100 тысяч каждый!
Следующего капитального ремонта требовало приближение Олимпиады-1980. Ее Республиканский стадион (18 лет до того именовавшийся Центральным) встретил с усовершенствованной дренажной системой, четырьмя новыми 82-метровыми опорами освещения, двумя запасными полями, площадками для метания диска, ядра, копья, молота, а также уникальным трамплином, который держала вантовая конструкция. Всего в рамках Игр в Киеве состоялось 7 футбольных встреч.
На бумаге самой вместительной ареной СССР все еще значились московские «Лужники», но на деле «вес» их не доходил и до 90 тысяч зрителей, всерьез уступая киевскому исполину. Середина 80-х была отмечена победным маршем звездной динамовской команды Валерия Лобановского и, как следствие, Республиканский вновь выдал серию аншлагов на еврокубковых матчах. В 1985-м его трибуны заполнили 100 тысяч болельщиков даже на календарном поединке со «Спартаком»!
Спустя пять лет после обретения Украиной независимости главная арена страны указом Леонида Кучмы была переименована в национально-спортивный комплекс «Олимпийский». В последний раз количество зрителей здесь достигало шестизначной цифры в ходе евросезона1997/1998 – на битвах с «Барселоной» и «Ювентусом».
А уже к осени 1998-го на стадионе появились индивидуальные сиденья, сократившие вместимость чаши до 83,5 тысяч. Все работы едва успели закончить к домашней игре с россиянами, открывавшей отборочный цикл Евро-2000. Именно во время той квалификации мечтой о постройке в Донецке стадиона класса «элит» и загорелся Ринат Ахметов.
В ШАГЕ ОТ ПРОВАЛА
Счастливая идея озарила президента «Шахтера» в марте 1999-го, когда на новехоньком «Стад-де-Франс» он воочию наблюдал дуэль Франции и Украины. Воплощать в жизнь грандиозные планы стали спустя пять лет – именно тогда в столицу Донбасса был командирован Остин Рейли, британский консультант, принимавший участие в строительстве арен для португальских «Бенфики» и «Порту».
Проектированием будущей жемчужины занимались британские архитекторы из компании «АрупСпорт», в числе прочих разрабатывавшей дизайн для стадионов «Баварии», «Валенсии», «Манчестер Сити», а также олимпийской арены Сиднея. Официальной датой начала строительства считается 27 июня 2006 года, когда ФК «Шахтер» подписал контракт о проведении необходимых работ с турецкой компанией ENKA.
Понятно, что возводился стадион с прицелом на будущее, с надеждой на то, что он сможет претендовать на проведение матчей самого высокого ранга. При этом конкретная привязка к домашнему ЕВРО однозначно не являлась главным мотивационным фактором донетчан. Ведь до выигрыша украинско-польским дуэтом исторического тендера в Кардиффе оставался без малого год! И к тому моменту, когда в апреле 2007-го Мишель Платини огласил радостный для всех нас вердикт Исполкома УЕФА, в парке имени Ленинского комсомола в Донецке уже вовсю кипела стройка.
В отличие от НСК «Олимпийский», пребывающего на балансе у государства, тогда еще не имевшая официального названия «Донбасс-Арена» рождалась как собственность ФК «Шахтер». Клуба, которому на Донбассе всегда и во всем давали зеленую улицу, и перед президентом которого открывались двери любых кабинетов. Соответственно и строительство протекало без существенных проволочек.
В Киеве все было намного сложнее. Тот факт, что НСК был утвержден местом проведения финала ЕВРО-2012, никак не влиял на оперативность решения организационных вопросов по приведению комплекса в надлежащий вид. Можно лишь вспомнить, в какую долгоиграющую эпопею превратился процесс очищения предстадионной Троицкой площади от «руин» торгового центра, чье присутствие здесь было абсолютно недопустимым ибо мешало безопасной эвакуации зрителей.
Национальная федерация во главе с Григорием Суркисом доносила до общественности и ответственных чиновников всю пагубность бюрократических проволочек и одновременно сдерживала нетерпение УЕФА. Журналисты били в набат. Однако Верховная рада, заняв страусиную позицию, не спешила принимать жизненно важные законы. Судьба домашнего ЕВРО тогда действительно висела на волоске.
Лишь в августе 2008-го дело сдвинулось с мертвой точки, когда был подписан выстраданный договор на выполнение реконструкционных работ с немецким архитектурным бюро GMP.
Ну а Ахметов тем временем огласил название своего нового детища, на котором уже была смонтирована кровля, и где уже готовились к установке сидений.
«ДОНБАСС-АРЕНА»: НЕЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ
Торжественное открытие рассчитанной на 53 000 зрителей «Донбасс-Арены» состоялось 29 августа 2009-го, прошло с надлежащей помпой, а завершилось выступлением американской поп-дивы Beyonce. Уже 27 сентября «Шахтер» провел здесь свой первый официальный матч, разгромив «Оболонь» со счетом 4:0.
В том году стадион отхватил не один международный приз в различных архитектурных номинациях, каждый из которых несомненно авторы проекта заслужили.
Все было уникальным на «Донбасс-Арене» – от потрясающего газона до крупнейших в Европе табло. Тут тебе и система подогрева трибун, и потрясающий обзор с любого места, и освещение, по своей мощности в полтора раза превышавшее стандарты УЕФА. А еще фаст-фуды, бары, рестораны, медпункты. Стадион был буквально напичкан последними новинками техники, а уровень комфорта, предложенный болельщикам, журналистам и VIP-персонам, просто зашкаливал.
Благодаря же необычному дизайнерскому решению донецкая арена оказалась очень похожа на «летающую тарелку». Одной из ее особенностей стали овальная форма и полностью стеклянный фасад. Крыша строения наклонена с севера на юг под стать ландшафту, что усиливает естественное освещение и улучшает проветривание поля. В темное время суток внешняя подсветка фасада позволяет стадиону сверкать настоящим бриллиантом! Дополнял картину живописный обновленный парк, раскинувшийся на 25 гектарах, в центре которого новый дом «Шахтера» выглядел очень органично.
Киеву, дабы пережить подобные минуты счастья, пришлось ждать еще долгих два года. Задекларированные изначально сроки выдержаны не были, однако у УЕФА все же хватило терпения не рубить с плеча. 27 сентября 2011 года инспекционная группа во главе с Платини засвидетельствовала: Украина справилась.
На «Олимпийском» все также соответствовало статусу «элит». И пусть реконструкция съела 13 000 мест, уменьшив вместимость НСК до 70 тысяч, эта жертва была принесена не зря. Стеклянный фасад, мембранная крыша, на 100% укрывающая трибуны, крупнейшие в мире табло, освещение, на 400 превосходящее показатели той же «Донбасс-Арены» и, конечно, подобающая, ультрасовременная начинка от помещений до коммуникаций – подобный набор превращал посещение арены в настоящий праздник.
При этом «Олимпийский» остался универсальным, многофункциональным стадионом, готовым принимать не только футбольные матчи, но и легкоатлетические соревнования самого высокого ранга.
ВЫБОР СДЕЛАН
Во время ЕВРО-2012 с лучшей стороны показали себя как киевский, так и донецкий стадионы, проведшие по пять матчей континентального форума. Особой похвалы удостоилась «Донбасс-Арена», в том числе и за работу в условиях форс-мажора. В дебюте поединка Украина – Франция, напомню, Донецк накрыла настоящая буря, дождь лил рекой, и арбитр был вынужден увести команды с поля. Однако дренажная система со своей работой справилась, и когда спустя час участники встречи вернулись на поле, ничто не помешало им возобновить выяснение отношений.
Команда хозяев, к слову, в стартовом матче обыгравшая на «Олимпийском» шведов (2:1), в обоих последующих – на «Донбасс-Арене» – уступила. Печальная для сборной традиция так и не была нарушена: в семи встречах на донецкой земле она не одержала ни одной победы…
Домашняя статистика «Шахтера» после переезда в новые апартаменты, понятно, выглядела куда солиднее, несмотря на то, что в гости к горнякам приезжали такие величины, как «Барселона» и «Рома», «Ювентус» и «Челси», «Манчестер Юнайтед» и дортмундская «Боруссия». Мало кто мог предположить, что точкой разлома, фактически направившей историю красавца-стадиона в бездну неизвестности, станет визит скромной чешской «Виктории».
Тогда, 27 февраля 2014 года, «Шахтер» проиграл, вылетев из Лиги Европы. Однако угнетало не само фиаско, а атмосфера, в которой проходил матч. В то время как на столичном Майдане набирала силы Революция достоинства, и ряды вышедших на улицы защитников демократии редели под предательским снайперским огнем, донецкую футбольную чашу накрыло дружное «Беркут! Беркут!». Специально принесенные на игру российские триколоры дополняли убийственную картину.
Киеву, чей политический выбор был очевиден и противоположен донецкому, была уготована совершенно другая судьба. Полномасштабные военные действия ведутся в Украине без малого три года, и все это время именно НСК «Олимпийский» остается островком патриотизма, неизменным связующим звеном между нашей страной и цивилизованным футбольным миром. Фаны здесь порой выходили за рамки, активисты из FARE нет-нет да и замечали на трибунах провокационные символы, отдельные поединки проходили без зрителей, однако главная украинская арена продолжала держать марку.
Уже после реконструкции здесь побывали с концертами Madonna и Depeche Mode, Red Hot Chili Peppers и Muse. События значимые, но по своему масштабу все они уступают финалу Лиги чемпионов-2017/18, который Исполком УЕФА отдал Киеву в сентябре.
Когда подобные горизонты откроются перед «Донбасс-Ареной», неизвестно. Элитная «Летающая тарелка» уже познала, что такое попадание снаряда, что такое взрывная волна, разрушенные конструкции и разлетающиеся вдребезги стеклянные панели. Сумма урона, нанесенного стадиону, уже перевалила за миллион евро, при этом ни о каком ремонте в текущих условиях речь не идет. Мало того, следующее военное воздействие вполне может привести к разрушению фасада, который пока лишь обтянут специальной материей, дабы отсутствие отдельных секций не бросалось в глаза.
Несмотря на очевидное зло, принесенное на Донбасс российской агрессией, представители «Шахтера» упрямо и подчеркнуто соблюдают нейтралитет. Оперируют таким режущим слух словосочетанием как «обе стороны конфликта» и пресекают любые попытки «уличить» их в поддержке украинской армии. Президент клуба покинул родину и с тех пор не афиширует места своего пребывания. Он говорит о мире, но не конкретизирует, каким видит его достижение. Мечтает вслух о скором возвращении команды на родной стадион, хотя прекрасно осознает, насколько не близок этот сладостный миг.
И пока на величественном «Олимпийском» зажигаются новогодние звезды, печальная красавица «Донбасс-Арена» служит едва ли не самым наглядным свидетельством того, как много потерял донецкий край за последние годы. А вместе с ним и вся наша страна.
1 січня 2017 08:00