Рудаков: «46 лет в футболе? Не верится!»
Валерий Рудаков много лет верой и правдой служит футболу. Четырнадцать сезонов он отыграл за родной донецкий «Шахтер», проведя 347 официальных игр.
В его активе «серебро» и «бронза» союзных чемпионатов и два диплома за победы в Кубке СССР, игры за молодежную сборную Советского Союза. Более двадцати лет Валерий Викторович на тренерской работе – не так давно ему было присвоено звание Заслуженного тренера Украины.
СТАРОЕ И НОВОЕ
– Валерий Викторович, за последнее время в вашей карьере произошли два важных события. Вы удостоились признания во-первых, а во-вторых, возглавили «Шахтер-3», который играет во второй лиге. Повышение?
– Приоритетными у нас остаются молодежный состав и команда U-19, которая будет играть в Юношеской лиге УЕФА. Что касается «Шахтра-3», с которым я сейчас работаю, то в нем собраны ребята 22-23 лет плюс молодые игроки из команды U-17, с которыми я работал в прошлом сезоне. Задача состоит в том, чтобы дать им необходимый опыт на новом, так сказать, взрослом уровне.
– Цели победить во второй лиге и перейти в первую перед вами не ставят?
– У любой команды нашего клуба цель одна – побеждать. «Шахтер-3» не исключение. Кроме того, очень важно подготовить семнадцатилетних ребят для молодежного состава, а тем, кто постарше, дать возможность «зацепиться» за трансферы, которые позволят им в будущем играть за другие команды.
– Вторая лига сильно отличается от ДЮФЛУ…
– Да, конечно. Ездить нужно будет намного больше, ведь в этом сезоне уже нет разбивки по географии. И в соперниках теперь не ровесники. Во многих командах основу составляют опытные игроки, есть тридцатилетние и даже старше. То есть уровень достаточно высокий. Начали мы неплохо: десять очков в пяти играх. Немного сказывается несыгранность, но это дело наживное. Дело еще в том, что ключевые игроки прошлогоднего состава теперь играют в «молодежке». Да и я принял эту команду всего за два дня до стартового поединка.
– Уже скоро будет полгода, как академию «Шахтера» покинул Патрик фон Лиувен. Многое изменилось в ее жизнедеятельности за это время?
– Скажу, что сейчас идет переходной период. Рано еще делать какие-то выводы. Время покажет. У нас теперь работает португальский тренер Мигель Кардосо, который непосредственно ведет молодежный состав и координирует работу остальных команд академии. Когда у него есть возможность, он приходит на тренировки и игры, подсказывает что-то, дает советы. В отличие от Патрика, у него есть своя команда, и он, естественно, львиную долю времени уделяет ей. То есть он тренер-практик.
Дает рекомендации по тренировочному процессу. При голландцах было не так. Нужно было четко исполнять то, что они разрабатывали. Сейчас наши тренеры имеют возможность вносить что-то свое в плане тренировочного процесса, но, понятно, в разумных пределах и под контролем директора академии Александра Фундерата и Мигеля Кардосо.
Кстати, прошлый сезон в ДЮФЛУ мы закончили достойно: два первых и два вторых места. Бывало и похуже…
СТРАНИЦЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
– Валерий Викторович, а вы помните свой первый в жизни футбольный матч? Или уже подзабылось?
– Трудно поверить, но уже целых 47 лет прошло, ведь это было в 1966 году, когда я учился в четвертом классе. Играли мы на поле, которое было рядом со стадионом «Шахтер». Теперь там стоянка для автомобилей. На тот первый матч меня привез отец. До того я, как и многие мальчишки, «гонял» во дворе.
– Сколько по времени заняла дорога от дома до стадиона?
– Более двух часов в одну сторону. Но тогда на это никто не обращал внимания, настолько мы любили футбол. Мне не повезло, кстати, в тот год в школу «Шахтера» мой год не набирали. Брали только ребят 1954 года рождения. Но Петр Андреевич Пономаренко взял меня и еще нескольких ребят с моего поселка. Счастье, впрочем, было недолгим. Нам было сказано, где-то уже зимой, чтобы мы больше не приходили. Расстроился конечно жутко… А через год уже набирали мой год и меня взял к себе Юрий Владимирович Захаров. Тот самый, который дважды в составе «Шахтера» выигрывал Кубок СССР. И началось!
– И длится это уже 46 лет…
– Не верится! Тренировались и зимой, и летом. Играли матчи. Даже как-то нас повезли на телевидение. Выдали новую форму: мы показывали упражнения, жонглировали. Интересно было… А потом произошла замена тренера, и нам был представлен Евгений Яковлевич Шейко. Какой-то период времени его подменял Валентин Гаврилович Сапронов, который первым из игроков «Шахтера» был удостоен звания Заслуженный мастер спорта СССР.
– Ваше амплуа определил Захаров?
– Он меня видел защитником, а опорным полузащитником я стал позже по велению Владимира Максимовича Салькова. Он здорово ко мне относился, можно сказать проявлял отеческую заботу. Конкуренция тогда у нас была очень серьезная даже в дубле, где я начал играть в сезоне 1972 года. А первая моя игра в основе состоялась в 1974-м. 29 августа в Ленинграде играли с «Зенитом». Правда, я сыграл только первые 29 минут – потянул мышцу и меня заменил Валерий Горбунов. Та игра завершилась 1:1.
В следующем году чаще играл за дубль, но практически всегда был в запасе в основе. В том памятном серебряном сезоне на поле выходил только два раза. Намного чаще меня начали ставить в 1976 году, и я сыграл почти во всех матчах дебютного для «Шахтера» Кубка УЕФА. Незабываемые ощущения! Особенно игры с «Ювентусом».
В том же году я забил свой первый гол. Это было в домашней игре с «Черноморцем». Кстати, мы тогда проиграли. А вообще эта была моя команда, я им забивал чаще всего.
– А была ведь в вашей биографии и юношеская сборная СССР.
– Было дело. Меня туда порекомендовал Петр Пономаренко. У него были отличные отношения с Евгением Лядиным. Правда, мне тогда не очень везло. Пару раз получал травмы и поэтому, наверное, не сыграл во многих играх. Но в главном отборочном матче против венгров в Будапеште я играл. Это, кстати, была моя первая поездка за кордон. Мы выиграли и получили право выступать в финальном турнире, который проходил в Италии. Я был горд и счастлив. Побывал в Риме, Флоренции… Те дни забыть не возможно. Из «Шахтера», к слову, в той команде был только я.
– Твердым игроком основы вы стали все-таки в 1978 году. Бронза чемпионата, выход в финал Кубка СССР, игры с «Барселоной» в Кубке кубков – этим запомнился тот сезон. А еще был уход «вашего» тренера Владимира Салькова в «Торпедо»…
– Хороший был сезон, может только концовка у нас не получилась. Особенно нам удался домашний матч с киевлянами. 2:0 – шикарная победа над командой Лобановского. Состав был у них, будь здоров.
– А потом был блестящий для «Шахтера» год 1979-й…
– Это не было неожиданностью. Начиная с Олега Базилевича, годами нарабатывалась и система игры и тренировочный процесс. Владимир Сальков и Виктор Носов только совершенствовали наработанное, то есть все шло по нарастающей. Подбор футболистов был прекрасный, дубль тогда работал здорово. И я, и Коля Федоренко, и Толя Раденко и Володя Роговский, а позже Леша Варнавский и Игорь Симонов прошли отличные футбольные университеты. Та команда, кстати, вполне, могла стать чемпионом.
– Почему не стала?
– Нюансы или моменты, как говорил Виктор Васильевич Носов. Очень хотели в Москве, чтобы чемпионом стал «Спартак». Нас «хоронили» судьи, особенно москвич Валерий Баскаков. О его отношениях со Старухиным было столько сказано и написано… Да и сами порой на ровном месте теряли очки. Мне хорошо запомнился домашний матч с «Черноморцем». Я тогда забил и пенальти заработал, но Виталька (Старухин) его не реализовал. К тому же на ровном месте Юра Дегтерев получил красную карточку.
Но в целом тот чемпионат был просто великолепным. Такое не забудешь!
Следующий сезон тоже был неплох. Мы выиграли Кубок, обыграв в полуфинале «Спартак», а в финале – тбилисское «Динамо». Тогда и те и другие были в большом порядке. Грузинская команда вообще была уверена в своей победе. Они на стадион уже до игры привезли шампанское…
В чемпионате же дела уже шли не как годом раннее. А в 1981 году у нас многие ушли, в том числе мой друг Коля Федоренко. Потом ушел Старухин…
– И в 1982 году на старте «Шахтер» прочно осел на последнем месте…
– Да. Собрания шли чуть ли не каждый день. Игры не было вообще! Смена поколений – это всегда очень болезненные процесс. Где-то не угадали с новичками, которые должны были заменить старую гвардию. К тому же уехал в «Спартак» Виктор Грачев, на которого очень рассчитывало руководство.
– Но он потом вернулся и помог выбраться.
– Да. Но вопрос о его возвращении долго обсуждался. Не все хотели этого, ведь обида была на него. Но футболист то он был классный…
ЛУЧШИЕ КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ –
«ШАХТЕР», «ДНЕПР» и «ДИНАМО»… МОСКВА
– Вы, кстати в те времена были комсоргом команды. Часто проводили собрания? О чем говорили?
– Тогда по-другому не могло быть. Собирались, обсуждали проблемы… К нам на базу приезжали представители обкома ВЛКСМ. Помню, был у нас и нынешний лидер коммунистов Петр Симоненко. Давал напутствия перед важными играми.
– Документацию вели?
– Конечно. Я вел журнал, куда записывались протоколы заседаний. У меня был штампик, которым я делал отметки об уплате взносов. Он, кстати, как и комсомольский билет ,до сих пор у меня хранится – на память. До сих пор помню встречи в редакции газеты «Комсомольская правда», куда приглашались ветераны советского спорта. Мы туда с начальником команды Михаилом Васильевичем Калининым ездили. Там на этих посиделках присутствовали представители всех команд высшей лиги. Разговоры были серьезными. Кстати, нас там хвалили. У меня сохранилась газета, где написано, что лучшими комсомольскими организациями признаны «Шахтер», «Днепр» и московское «Динамо». У днепропетровцев комсоргом был Петя Кутузов, а у динамовцев нынешний президент РФС Коля Толстых.
– Вы стали членом КПСС?
– Было такое. Ведь в плане дальнейшей жизни, какой-то карьеры это был важный момент. Практически все тренеры были коммунистами, включая и Лобановского. Время было такое.
– «Шахтер», как и другие команды, курировали руководители партии?
– У нас многие годы таким был Геннадий Петрович Ерхов. Говоря сегодняшним языком, он был хорошим мотиватором. Еще много интересного и полезного мог рассказать о жизни нашего края. И в футболе был дока. Кстати, мы с ним и сейчас часто пересекаемся, у нас дружеские отношения. Не могу не вспомнить и первого секретаря обкома партии Владимира Ивановича Дегтярева, который был для нашей команды – «отец родной». Если провести параллель, то, наверное, его можно назвать президентом «Шахтера» тех лет.
У него была непростая и очень ответственная работа. Он много ездил по предприятиям области, но всегда находил время заехать к нам на базу. Очень интересовался нашими бытовыми проблемами, и практически все они решались. Владимир Иванович не говорил с ребятами на повышенных тонах и с высока, поэтому его очень уважали. Он мечтал о том, чтобы «Шахтер» стал чемпионом страны. Особенно это его «завело» после успеха «Зари» в 1972 году. Но не судилось.
– А вообще сильно отличались условия в те годы у вас от того же киевского «Динамо», московских команд? Вы ведь общались между собой…
– База скажу, у нас была отличная. Там было все для нормальной футбольной жизни. Кстати, она была построена при непосредственном участии Владимира Ивановича. Питание – на уровне и остальное тоже. Может в вопросах экипировки мы уступали столичным командам. Но это как-то не очень волновало тогда.
СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ
– Отыграв много лет в «Шахтере», вы оказались в Никополе. Тогда это была крепкая команда первой лиги.
– За местный «Колос» играл партнер по «Шахтеру» и друг по жизни Коля Федоренко. Мы часто созванивались, он был в курсе моих дел. Переговорив со старшим тренером, а им был Геннадий Анатольевич Лисенчук, Коля дал мне его номер телефона. Мы созвонились, и вскоре я отправился в Никополь.
– Семья была не против?
– Вопрос обсуждался, конечно, но решение было положительным. Жена и дети остались дома. Они ко мне почти не приезжали. Зато я в паузах «заскакивал» домой. Сообщение между Никополем и Донецком было, правда, не очень удобным. А вообще обстановка в «Колосе» была нормальная и я с удовольствием «продлил» свою игровую карьеру. Не забуду, как там по окончании сезона все ребята с семьями ездили на отдых в Ялту.
– Но все равно жене было тяжело одной с двумя детьми…
– Конечно, непросто. Но только сейчас, наверное, она успокоилась. Футбол ее достал (улыбается). Я ее даже на «Донбасс-Арену» не могу затащить. Женой футболиста быть непросто! Но когда я играл за «Шахтер», на домашние игры она с детьми приходила. Я их поддержку чувствовал. И это помогало.
– А сейчас, когда жена приходит домой и видит, что муж смотрит футбол, какая у нее реакция?
– Спокойная. Она идет в другую комнату и включает компьютер. Никаких эксцессов.
ТРЕНЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ
– После Никополя вы еще поиграли за второлиговый мариупольский «Новатор» и аматорский «Антрацит» из шахтерского Кировского, что в Донецкой области. Там и получили первый тренерский опыт, будучи играющим тренером. А вскоре снова оказались в родном «Шахтере», правда, в другом качестве…
– В Кировском было интересно работать. Люди с удовольствием ходили на футбол, да и команда была неплохая. А в «Шахтер» меня пригласили Валерий Иванович Яремченко и Михаил Васильевич Калинин. С последним мы встретились, поговорили, и я приступил к работе.
– С образованием как у вас?
– Я окончил торговый институт и физкультурный техникум.
– А в тренерской работе, на чей опыт опирались? Что-то конспектировали, когда играли? У вас учителей было много: Захаров, Пономаренко, Базилевич, Носов, Сальков, Лядин…
– Какие-то записи я делал при Салькове и Носове. Когда мы тренировались в Леселидзе с «Динамо», внимательно следил за Лобановским. В начале работы в «Шахтере» у меня ведь были немножко другие обязательства – селекция.
– Кого из известных игроков предлагали взять в команду?
– Виктора Скрипника, Виталия Косовского, Игоря Жабченко, Валентина Белькевича, Александра Хацкевича, Алексея Герасименко… Цены, правда, были на них заоблачные по тем временам. Тогда это «движение» только начиналось. У «Шахтера» тогда не было возможности осуществлять такие трансферы. По этой же причине Саша Головко оказался в «Динамо», а не у нас. А вот Володя Пятенко поехал в Донецк. Не смогли «перетащить» в Андрея Гусина, он тоже предпочел Киев.
Результативными оказались трансферы Геннадия Зубова, Миши Старостяка, Геннадия Орбу. Уже, когда они заиграли у нас, их очень хотел взять к себе Лобановский. А Орбу, кстати, долго колебался. То соглашался, то отказывался. А вот Сережу Ковалева мы «отбили» у «Днепра», за которым приезжал Игорь Емец…
– В сезоне 1995/96 вы стали главным тренером «Шахтера» в тандеме с Михаилом Соколовским. Почему у вас не получилось?
– В первую очередь не хватило опыта. Были и другие нюансы. Может, мы не ощутили должной поддержки от руководства, ведь это очень важный фактор для начинающих тренеров. Но ведь и сами руководители тогда только начинали свой путь. Это сегодняшний «Шахтер» – умудренный опытом клуб, а Ринат Ахметов очень известный в мире футбольный меценат. Не зря ведь сейчас наш клуб называют «Реалом» из Восточной Европы».
– У вас вскоре была еще одна «командировка». Как оказались в Николаеве?
– Да, было дело. Как раз создавалась академия ФК «Шахтер» и ее руководителями назначили Владимира Спирко и Валерия Гошкодерю, директором и главным тренером соответственно. Они набирали штат, и мне предложили команду U-14, но я не захотел. И вот тогда мне позвонил из Николаева мой давний знакомый Миша Калита. Узнав о том, что я без работы, он позвал к себе. Не без раздумий, я согласился и поехал. Интересный был период жизни: город красивый, команда интересная. Единственно, что беспокоило: далеко от Донецка.
– Помнится, что СК «Николаев» едва не обыграл «Шахтер» в кубковом поединке. Потрепали вы нервы команде Виктора Прокопенко…
– Да, хорошая была игра. Я боялся, что после такого боя меня не возьмут в самолет «Шахтера», чтобы слетать домой на выходные. Но взяли…
– Отработав на берегах Буга два сезона, вы снова вернулись в Донецк.
– Мне позвонил Виктор Евгеньевич, который был уже спортивным директором клуба, и предложил поработать в «Шахтере-3» помощником Евгения Яровенко. И я согласился. У нас сразу неплохо все получилось. Мы заняли третье место во второй лиге. Потом меня перевели во второй «Шахтер», где главным был мой давний партнер Коля Федоренко.
– А с кем из мира футбола у вас были и есть особенно дружеские отношения?
– С Николаем Ивановичем мы дружим семьями, регулярно общаемся. Нашей дружбе много лет. Третьим в нашей компании был Леша Варнавский. Увы, его уже нет с нами… Проблемы у него начались, когда он развелся – сломался он. А парень и футболист был просто замечательный! Жаль…
У нас была такая крепкая троица. По этому поводу Виктор Васильевич Носов часто подтрунивал.
САМОЕ-САМОЕ…
– И все-таки Валерий Викторович, какой матч в вашей карьере самый памятный?
– С «Черноморцем» дома в 1979 году. Хотя мы тогда и не выиграли. Вот он запал в памяти.
– В своей тренерской карьере вы поработали и продолжаете работать во многих командах системы «Шахтера». Через ваши руки и сердце прошло огромное количество футболистов. Кто больше других запомнился? Кем вы гордитесь? Кто не реализовал себя на ваш взгляд?
– Свой огромный потенциал не реализовал до конца Леша Белик. Он уже и не играет. Очень рано закончил. Мне кажется, он себя переоценил. Близкое окружение, на мой взгляд, негативно повлияло на него. Характер конечно у него тяжелый, но все равно…
Конечно, я горжусь, что работал с такими ребятами, как Дима Чигринский и Ярослав Ракицкий. Мой труд и труд моих коллег не прошел даром. Этими парнями модно гордиться.
– Их талант сразу был виден?
– Нет. Они всего добились в первую очередь благодаря своему трудолюбию. Хотя проблемы и у них были, особенно у Ярика. Но они молодцы, осознали, что им говорили и требовали тренеры. И вот результат!
– Что скажите о Виценце?
– Виталик огромного таланта парень. Но вот никак не раскроется. По жизни не все гладко слаживалось, но желание у него есть. Вот только везения не хватает. Должен, должен заиграть.
– А Женя Селезнев?
– С ним пришлось несладко, и кровушки он попил – макеевский характер! Искренний парень, боец до мозга костей. Думаю, что все-таки он должен играть еще лучше, все есть у него для этого. Очень жаль, что он по большему счету не заиграл в «Шахтере», хотя очень хотел. Он не нашел общий язык с нашими бразильцами в отличие, например, от Мхитаряна, и мне кажется у Жени осталась какая-то обида на «Шахтер».
– А вы с ним общаетесь?
– Редко, но бывает. Здоровается при встрече, улыбается. Значит, не забыл!
– Сейчас в академии есть будущие Селезневы, Ракицкие?
– В команде U-17, которая была в прошлом сезоне у меня много перспективных ребят. По своему потенциалу они могут дойти до основы, но все зависит от них. В молодежке сейчас играет очень перспективный Владлен Юрченко, но его замучили травмы.
– Валерий Викторович, вы солидный дедушка! У вас две внучки и внук. Не собираетесь из внука Пети сделать футболиста?
– Ему только два года. Если доживу, то потренирую.
– Так, надо запомнить! Фамилия внука?
– Похожая – Руденский.
– В завершение не могу не спросить о положении дел в нашей Премьер-Лиге. Как вам?
– Неприятно удивляет «Динамо». Что-то странное у них происходит. Даже на уровне детско-юношеского футбола они стали слабее самих себя. Их ветераны говорят, что многие традиции великого клуба утеряны. Не знаю, что добавить.
Конечно, меня больше волнует наш клуб. «Шахтер» развивается и движется вперед. Матчи Лиги чемпионов это отчетливо показывают. В Украине «Шахтеру» нет равных. Все титулы прошлого сезона наши.
«Металлист» заметно прогрессирует, а вот «Днепр» в прошлом сезоне притормозил. Очень радует «Черноморец». Отметил бы их главного тренера Романа Григорчука, с которым доводилось пересекаться. Интересный специалист и человек замечательный.
– Последний вопрос. На чемпионат мира поедем? Верите в Михаила Ивановича Фоменко?
– Думаю, что поедем. Фоменко – классный тренер!
Фото Валерия ДУДУША
31 серпня 2013 07:36