Игорь Петров: «Ругать меня запретил Дегтерев»
Во второй части интервью Игорь Петров рассказывает об игровой карьере в «Шахтере», о том, как складывалась его тренерская деятельность и о многом другом.
Окончание. Первая часть здесь
- В детстве Игоря Петрова были футбольные кумиры?
- Были, конечно. Я внимательно следил за горловскими «звездами» – Огневым, Владимиром Шевлюком, братом Валерия Шевлюка. Тогда я подавал мячи, стоя за воротами. Слышал я и о Пеле, кое-какие матчи видел, но это было все в далеком детстве. Тогда столько футбола, сколько сейчас не было. Об этом даже не мечтали.
- Как тебя приняли в «Шахтере» тогда в 1980 году?
- Приняли меня очень хорошо, хотя в той команде новичков встречали с осторожностью. Если в тебе не видели задатков и перспектив, то закрепиться было очень сложно. Видимо, они видели во мне перспективного игрока.
- Под прицел чувства юмора Старухина попадал?
- К сожалению, с ним я на поле практически не пересекался: один раз только в дубле сыграл. На тренировках и в быту, конечно, немного общались. Летом 1981 года он покинул команду, и Виктор Васильевич Носов очень осторожно начал подводить под основу, опекая и помня о моем юном возрасте. Тогда футболистов подводили к основному составу через дубль. Была четко работающая методика.
Впервые я сыграл за первую команду в феврале 1982 года. Это была кубковая игра против ярославского «Шинника». Я вышел на замену и забил гол. Партнеры по достоинству это оценили. Но потом был такой эпизод в одной выездной игре, когда мне основательно досталось. Дела шли неважно, и мы оказались внизу таблицы. Все на нервах, понятно. По ощущениям своим, вроде бы играю нормально, ошибок не делаю, а тут получаю и получаю. Понятно, что такое терпеть непросто и даже обидно. Закончился первый тайм, пришли в раздевалку. Носов готовился вносить коррективы и тут слово взял Юрий Витальевич Дегтерев, который в том матче не играл из-за травмы. Он вступился за меня: «Если я еще раз услышу, что кто-то ему пихает, то лично оторву голову. Все понятно?».
Об авторитете Дегтерева, наверное, можно не говорить. Слова легенды «Шахтера», которая всю жизнь верой и правдой служила родной команде, были законом. И на том все закончилось.
- Те, кто не слушал Юрия Витальевича, могли об этом пожалеть. Нрав у него был крутой. Помню, как Старухин шутил: «Ну что делать, если в команде мент?!» Что еще запомнилось тогда, в самом начале карьеры?
- Первый гол в чемпионате. Это был выездной матч в Ереване. Удивительная была игра, на всю жизнь запомнилась. На 31-й минуте «ломается» Михаил Соколовский, и я его меняю. А в середине второго тайма я и забил. Володя Роговский промазал с линии вратарской, а я стоял рядом и просто закатил мяч в пустые ворота. Счет стал 1:1. Но потом травму получил Дегтерев, а замены все уже были сделаны, и в ворота стал Леша Варнавский. Надо сказать, игроки «Арарата» вели себя очень непорядочно. Наш окровавленный вратарь лежал на поле, а они и не думали останавливаться. Все наши кричат, а им хоть бы хны! Они все-таки нам забили, и мы проиграли 1:2. Судья из Москвы тоже внес свою лепту (прим. авт. – Анатолий Хорлин).
- Играть в те времена в Тбилиси и Ереване было особенно тяжко.
- Душили прилично, а еще сумасшедшая публика! Отмечу, что, несмотря на пропущенный гол, Варнавский сыграл прилично. Еще до той игры, я будучи в Ереване на сборах со сборной, попал вместе с другими ребятами на матч «Арарат» – «Черноморец». Одесситов тогда тренировал Никита Симонян. Так вот как только он поднялся со скамейки и вышел к полю переполненный стадион «Раздан» буквально взорвался овацией. У меня мурашки пошли по телу. Вот так они приветствовали тренера соперников. Я понял, что это национальный герой. Болельщики не забыли, что именно под его руководством «Арарат» в 1973 году сделал золотой дубль.
- Будучи тоже в Ереване, услышал такую присказку: «Самый смелый Баграмян, самый умный – Петросян, самый быстрый – Иштоян». В числе этих самых-самых были и Симонян с Джигарханяном.
- Но не всегда все было без проблем. Помнится, как в легендарного Валерия Васильевича Лобановского метнули металлический рубль. Потом Олег Петрович Базилевич шутил по этому поводу: «Говорил я ведь Васильичу, что в Ереване нужно качаться не взад-вперед, а влево-вправо».
- Можно сказать, что первый период Базилевича в Донецке был феноменальным, ведь именно он сконструировал тот «Шахтер», который потом взлетел вверх, выигрывая медали и Кубок СССР. Второй же получился, мягко говоря, не очень удачным.
- Из-за финансов тогда был сложный период. Селекция стала пробуксовывать, поскольку уже не очень хотели идти в «Шахтер». А чего может добиться тренер без хороших игроков? Смотрите на топ-тренеров. Пойдет ли работать куда-то, например, Моуриньо, если ему не дадут нужных ему футболистов? Сегодня тренировочный процесс во всем мире одинаковый. Можно скопировать один на один все тренировки «Барселоны», но это не значит, что твоя команда будет играть также. Помните, Гвардиола сказал, что если бы у него не было Месси, то он тренировал бы «Барселону-Б».
- Что же делать, если у тебя нет Месси? Брать игроков пачками, как это делает, например «Говерла»?
- Бизнес здесь есть. Но нужно отличать эти пачки игроков от пачек долларов или юаней. Если не привозить новых игроков, то «старое болото» засосет. Не будет конкуренции, не будет прогресса.
- Но не будем забывать о таком важном факторе, как сыгранность. Помнишь, как тонко, точечно тогда вводили в состав футболистов? Можно вспомнить не только твою карьеру, но и примеры Федоренко и Раденко. Или же, как в Киеве Лобановский терпеливо готовил для основы Михайличенко.
- Напомню, что любая, даже хорошая игра ничего не стоит, если нет результата. А если «пачка» его не дает? Возьмите «Реал», как он перекусил отлично организованный «Атлетико» в кубковых играх. А ведь в начале сезона на Анчелотти было жалко смотреть. Команда не играла, и он не понимал, в чем дело. Было ясно, что перестройка игры процесс болезненный даже для клуба с такими огромными возможностями. Сколько времени понадобилось, чтобы «Реал» заиграл. Но он заиграл. Поверьте, так прибить «Атлетико» дорогого стоит. Однако это произошло с «Реалом», который укомплектован суперзвездами. А сколько нужно времени, если у тренера нет таких футболистов?
Ведь тренировочный процесс – долгий процесс. А хозяева клубов времени не дают, им нужен результат. А футбол творческое дело. Чтобы добиться поставленных целей, нужна максимальная раскрепощенность. Тренер должен чувствовать максимальное доверие со стороны руководства. А когда этого нет, тогда тренер зажат, и это передается игрокам. Чтобы создать команду, конечно нужны деньги, но также и время. Смотрите, сколько работает Луческу. Есть результат, потому что Ахметов ему полностью доверяет и не вмешивается в его работу.
- То есть Луческу живет в «футбольном раю»?
- Можно жить в раю и ничего не добиться. У него же игроки прогрессируют. Он знает, как этого добиться.
- Но Луческу может пригласить к себе практически любого игрока из Украины. Вспомни: Девич, Тайсон, Воловик, Шиндер, Майкон. Да и из-за границы тоже берут классных футболистов.
- Это так. Но и «Динамо» приглашает отличных футболистов. А результата пока нет. Игорь Суркис продолжает доверять Блохину, но когда есть исполнители, а игры нет, то вопросов к тренеру не может не быть.
- Как тебе Хуанде Рамос в «Днепре»?
- Мне нравится его работа, команда играет привлекательно. Он действительно поставил игру.
- Но результата ожидаемого пока нет.
- Стоп. Давайте посмотрим, кто у него играет – в «Днепре» много тех, кто не подошел «Шахтеру» или «Динамо». А чтобы «Днепр» что-то выиграл им нужно кадровое усиление. Многие из тех, кто играет сейчас (пусть они не обижаются) заточены именно под четвертое место. Это их потолок, если хотите. А там рассказывают о судейском давлении. По мне, нужно играть так, чтобы можно было обыгрывать, если соперников даже не одиннадцать на поле, а четырнадцать. Ведь кому «Днепр» отдавал очки…
Вспомни, как бодро шли они в прошлом сезоне, а потом раз и все. Виноватых быстро нашли. Действительно были основания для недовольства судейством. Но потери очков случились в первую очередь из-за того, что команда перестала играть. Нужно было прибавлять в игре, и даже если где-то вас «убивали», то долго об этом не говорить. А они кричали об этом два или три месяца. Впрочем, и Моуриньо, работая в «Реале» тоже шумел, что его «убивали» судьи. Таков мир футбола. Скажу, что хорошая команда даже плохо играя, может выиграть. Это признак класса. «Днепр» же в прошлом году при вполне приличном судействе проиграл в Луганске 0:3…
- Игорь Григорьевич, скажи, а какой у тебя был лучший матч в карьере? Какие голы особенно запомнились?
- Голов я забил немало (прим. авт. – 112). Хорошая игра была в 1982 году против «Спартака» в Москве, и я тогда тоже забил. Мы проиграли 2:3, но играли очень прилично. Конечно, не забываемы три гола в ворота киевского «Динамо» в Донецке. Разве такое забудешь! (прим. авт. – игра закончилась 3:3). Это было в 1986 году, и тогда Киев был в большом порядке. Хорошо запомнилась игра против минского «Динамо» тоже дома в год их чемпионства – я снова не остался без гола. Незабываема игра против «Зенита», когда мы «горели» 1:3, но победили 4:3. Это был 82-й год, в начале которого мы стояли на вылет.
Тогда случился казус. Грачев закрутил мяч прямо с углового, а вратарь питерский не понял ничего, схватил мяч у мальчишек и хотел выбивать в поле. Мы же ему показываем – смотри, мяч в воротах лежит. Очень дорог наш первый украинский кубковый финал с «Днепром». Я тогда забил, и мы выиграли по пенальти. Вот еще вспомнил интересный случай в игре с «Динамо» (Тбилиси). Мы заработали пенальти. Штатный наш пенальтист Миша Соколовский взял мяч в руки и пошел ко мне. Говорит: «Бей ты. Я свою сотню уже забил». Ну, я и забил Отару Габелия.
Михаил Григорьевич Соколовский колоритнейшая фигура, боец до мозга костей, настоящий вожак. Вообще та старая гвардия была замечательная. Футболисты классные, добрые по натуре, но «звери» на поле, и молодых, конечно, держали в узде. В присутствии Дегтерева, Соколовского, Горбунова, мы боялись дышать… Бывало, едешь в автобусе и боишься откинуть сидение. Сидишь как солдатик. «Деды» могли отвешать…
- Ты вот вспомнил своего земляка Горбунова, знаменитого «Бобочку». Неужели никто не мог его остановить?
- Сгубила его водка. Никто не был в состоянии переубедить его. Страшное дело, сколько людей загубил «зеленый змий». Последний вот случай – сестра Анжелины Джоли. Молодая, красивая, успешная…
- За сборные СССР ты играл много, правда, за главную не довелось. А вот за украинскую провел три игры. Немного, но это тоже было событием. Тем более в официальном матче ты выводил команду в качестве капитана. Событие?
- Конечно. История была такая. «Динамо» поскандалило с федерацией и не отпустило своих в сборную. И мы поехали на сборы в Болгарию без киевлян. Я тогда, кстати, был в неплохой форме. Ко мне уже перед игрой (соперником была Литва) подошли Базилевич и Павлов и озвучили свое решение о том, что капитаном буду я.
- Хотел бы вспомнить еще один важный эпизод из твоей жизни. Я был рядом с командой, когда Валерий Иванович Яремченко объявил всем игрокам, что решением президента «Шахтера» Игорь Григорьевич Петров назначен тренером команды, то есть его помощником.
- Мне уже шел тридцать пятый год – для футболиста критический возраст. Мой организм «говорил» мне, что с нагрузками пора заканчивать. При высоких нагрузках я стал чувствовать дискомфорт. То колено заноет, то боли в спине появятся. Нет ничего явного в смысле болячек, а ты уже не можешь делать то, что спокойно делал раньше. Это непростой момент, когда нужно заканчивать. Много-много лет с самого раннего детства ты играл, жил этим, а теперь все – пришло время заканчивать. Это очень тяжелый момент в жизни. Нужно начинать все с начала. Появляется тревога, как оно сложится дальше. Когда мне было сделано такое предложение, испытал радостные чувства.
- Других планов не было?
- Нет. Я не видел себя вне футбола.
- Игорь Григорьевич, на протяжении многих лет в твоей жизни был донецкий «Олимпик», который сейчас на слуху у болельщиков, лидируя в первой лиге. А как все начиналось?
- Меня туда пригласил Владислав Гельзин. Тогда главной задачей было воспитание молодых талантливых футболистов с целью их продажи. Потом уже была поставлена другая цель – войти в первую лигу. Но все равно приоритет отдавался подготовке молодежи. В принципе, мы воспитали немало интересных футболистов, имена которых хорошо известны: Хомченовский, Яворский, Левченко, Гречишкин, Кулач… Много других ребят из «Олимпика» сейчас играют в различных командах первой и второй лиг нашего футбола.
- Сейчас следишь за этой командой? На твой взгляд, готова ли она играть в Премьер-лиге?
- Слежу, конечно. По поводу перспектив ничего сказать не могу. Не владею достаточной информацией. Понятно, что многое зависит от финансов. Сейчас время непростое для бизнеса.
- С кем-то из «Олимпика» общаешься?
- Да, иногда говорю по телефону.
- А с Гельзиным не общаешься? Он тебя с юбилеем поздравил?
- Нет, не поздравил, мы не общаемся…
- Хотел бы поговорить о тренерах, с которыми Игорю Петрову пришлось поработать. Понятно, что первым в этом списке будет отец…
- Мне посчастливилось поработать со многими сильными тренерами. Знаете, сейчас сплошь и рядом можно услышать с тренерских скамеек, мягко говоря, нецензурные выражения. Вот раньше было все-таки не так. Ни до матча, ни в перерыве, ни после матча такую лексику не применяли, находили вполне доступные нормальные слова. Не знаю, почему все так изменилось в этом плане.
Помню, Виктор Васильевич Носов, даже когда мы «летели вниз», проигрывая матч за матчем, не позволял себе матерные слова. Я сейчас понимаю, что если бы он нас тогда крыл, то у нас бы ничего не вышло. Мы бы зажались каждый в себе и отправились в первую лигу. А он смог найти нормальные человеческие слова, и мы заиграли, стали выигрывать и показывать при этом приличный футбол.
Еще по юношах мне многое дали Виталий Хмельницкий и Владимир Киянченко, которого уже три года нет с нами. С ними я работал в украинских сборных. Потом уже в союзной сборной со мной работал знаменитый спартаковец Николай Киселев, который играл вместе с Хмельницким на чемпионате мира в Мексике. Оба они, кстати, были в первом выпуске знаменитой ВШТ в Москве. В «Шахтере» моими первыми наставниками были уже упоминавшийся Носов и Алексей Дрозденко, с которым мы начали в «Олимпике». Он там много лет плодотворно работал на посту руководителя детско-юношеской школы.
- Коньков и Базилевич?
- Да, с ними довелось поработать в «Шахтере». Личности! Не нужно забывать и Салькова. С Яремченко я много работал и как футболист и как начинающий тренер. У Онищенко играл в «Металлурге». Какие имена! Можно сказать мне повезло играть у таких тренеров. И в Израиле у меня были известные специалисты: Шум, Зельцер, который играл с Пеле в «Космосе».
- У тебя была долгая футбольная карьера игрока. Как ты ее сам оцениваешь?
- Наверное, все могло быть и лучше, но нельзя жалеть о том, что было. Как футболист, я состоялся в «Шахтере», с которым пережил много прекрасных мгновений. Наверное, стоит пожалеть, что не сыграл за национальную сборную СССР и маловато сыграл за Украину.
- О непростой работе тренеров. Тяжело сейчас жить ожиданиями? Звонят ли по поводу работы?
- Тут нужно терпение. Переждать немного. Было пару звонков. Можно сказать, что идет переговорный процесс. Ведь тренеру нужно работать.
- А с кем из футбольного мира общается Игорь Петров?
- Со многими из «Шахтера». Часто созваниваюсь с Сергеем Пучковым и Геннадием Литовченко. Вот недавно было общение с Олегом Протасовым. Он, кстати, тоже уже отметил пятидесятилетие. У нас разница всего в пять дней.
- Если будет предложение из-за границы?
- Будет рассматриваться любое.
- В родной «Шахтер» не звали?
- Нет.
- Чем занимается твой сын?
- Ему 27. Он футбольный тренер. Работает в школе у Виктора Звягинцева.
- Как успехи?
- Не просто все, в связи с материальным положением. Кризис. А вообще он футбольный парень.
- Игорь, я желаю тебе в первую очередь здоровья, а во вторую найти достойную работу, чтобы ты смог реализовать свой потенциал. Тут без удачи никак не обойтись. Так что, в-третьих – удачи! Ведь для тренера 50 лет совсем не возраст. Все только начинается.
Фото Валерия Дудуша и из архива автора
3 березня 2014 14:43