Почему не стоило удерживать Тайсона?
«Металлист» принял единственно верное решение в ситуации с Тайсоном, продав втридорога футболиста, игравшего в команде яркую, но не главную роль.
Если бы трансфер Тайсона состоялся при прежнем владельце, он не вызвал бы столь бурной реакции со стороны болельщиков «Металлиста». Конечно же, неприятно, когда один из самых сильных игроков уходит в клуб, которому ты мечтаешь навязать конкуренцию. Но с другой стороны, финансовая выгода налицо, и в любой другой ситуации переход воспринимался бы не так болезненно.
На мой взгляд, столкнувшись с непростой дилеммой, клуб принял наиболее верное решение. Не став по-настоящему вступать в борьбу за игрока, возжелавшего сменить обстановку, Харьков сумел получить максимально возможный навар: почти в три раза большую сумму, чем заплатил два с половиной года назад (6 против 17 миллионов евро).
Неправы те, кто думают, что от «Металлиста» ничего не зависело. Бороться с клаусулой (то бишь, пунктом в контракте, устанавливающим сумму отступных) можно старым проверенным способом – предложить игроку лучшие деньги, чем те, что сулит конкурент. По неофициальной информации, в «Шахтере» Тайсон будет получать два миллиона евро в сезон без учета бонусов, то есть как минимум в два раза больше, чем раньше. Возможно, положи Сергей Курченко ему такой же оклад, перспектива Лиги чемпионов и украинского «золота» померкла бы перед необходимостью выдерживать намного более острую борьбу за место в основе «Шахтера». Или вообще довольствоваться заменами, как его новый старый одноклубник Марко Девич.
Тем не менее, совершенно резонно «Металлист» не стал ввязываться в гонку зарплат. На примере «Зенита» мы в очередной раз убедились, к чему может привести резкий скачок заработков одного или нескольких игроков. Причем, здесь могло быть еще хуже. Одно дело, когда приходит звездный новичок, которого и можно было заманить лишь миллионами. И совсем иное, когда так резко повышают зарплату кому-то из своих.
При этом большой вопрос, как это бы сказалось на поведении самого Тайсона, обладающего специфическим характером. Известно, что в свое время он конфликтовал и с Мироном Маркевичем, недовольным степенью его отдачи в работе, и с другими лидерами команды – Эдмаром и Клейтоном Шавьером. Попросту говоря, не вскружило бы ему это голову окончательно, убедив, что он и в самом деле на особом положении в коллективе?
Понятно, почему Маркевич и менеджмент, с такой тщательностью выстраивающие первую команду, не пошли на это – если вообще задумывались о таком варианте (И не верьте разговорам о баснословной зарплате Жажи! По моим сведениям, он получает «стандартный» для харьковских южноамериканцев миллион в год). В любом случае, не ставить под угрозу микроклимат в команде важнее, чем сохранить игрока, даже такого неординарного.
Потерял ли «Металлист» своего лучшего футболиста? Вряд ли. Наиболее талантливого, да – можно согласиться. Но, по моему мнению, Тайсон не являлся, как это принято говорить, системообразующим игроком. Бесспорно, он был самой яркой краской в палитре Маркевича; ураганом, способным всех разметать на своем левом фланге. Но в то же время – игроком настроения, куража, обладающим выдающейся техникой и скоростью, но прискорбно инфантильным и незрелым в некоторых аспектах тактической и игровой дисциплины.
Он мог быть первой скрипкой, но дирижировать харьковским ансамблем ему было не по плечу и не по нутру. В последнее время этим занимался Клейтон Шавьер, и получалось у него блестяще. Вот это игрок, который в рамках отпущенного таланта умеет все. Его номинальная функция – вести игру в середине поля. Но если у команды не получается забить, Клейтон умеет выдвинуться и создать недостающее давление на ворота противников. В этом сезоне он провел много важных мячей, и несколько из них были очень красивыми. Если наоборот надо сцепить зубы и терпеть в обороне, то Клейтон не хуже классического опорника будет выжигать газон перед собственной штрафной.
Для меня Шавьер однозначно главная звезда «Металлиста» и один из двух незаменимых в данный момент футболистов. Второй – это Чако Торрес. Поделюсь наблюдением (возможно, спорным): Тайсон редко играл хорошо, когда команда играла плохо; Шавьер часто играл хорошо, когда команда – плохо; Торрес всегда играет хорошо. Если Клейтон – это цемент, скрепляющий конструкцию игры «Металла», то Чако – это столп, на котором она зиждется.
Просто поразительно, насколько этот опорный полузащитник прибавил за полтора года в Харькове. Неприметный для обычного зрителя, именно этот парень, на мой взгляд, благодаря своим уникальным качествам позволяет Маркевичу успешно применять нынешнюю модель игры. Я говорю, с одной стороны, о его работоспособности, цепкости, неуступчивости, сильном характере, а с другой – о хорошем видении поля, мягкой работе с мячом, умению как вовремя открыться, так и вступить в отбор сразу после потери партнером мяча.
Я бы даже назвал проблемой «Металлиста», что его игра, как мне кажется, настолько зависима от этой парочки. Однако слово «проблема» не совсем подходящее. В самом деле, не просить же Маркевичу их играть хуже…
Если бы не травмы и функциональные перепады, то вровень с ними надо было ставить Эдмара и Хосе Сосу. Натурализованного украинца природа наградила меньше, чем Клейтона, но он компенсирует это совсем небразильскими трудолюбием и самоотдачей. Соса, возможно, не столь взрывной и техничный, как Тайсон, но никак не менее эффективен в атаке. По моим впечатлениям, когда он был в форме, то через его правый фланг создавалось большее давление на редуты соперников.
По моему мнению, потеря любого из этой четверки нанесла бы куда больший урон. И именно эта группа лидеров должна стать тем домкратом, что удержит харьковскую машину при смене левого переднего колеса. А в том, что Тайсона можно заменить, я почти не сомневаюсь. То есть, я не утверждаю, что обязательно так и будет, но считаю, что Маркевич способен решить данный вопрос даже без покупки схожего по своим качествам игрока.
16 січня 2013 09:49