Сьогодні 23 грудня 2024 р.

Шахов: «Отец вместо меня никогда не играл...»

Евгений ГРЕСЬ

Назвать этого футболиста баловнем судьбы сложно. В «Днепре» он находится уже больше восьми лет, но многие специалисты до сих пор считают его перспективным.

В такой ситуации несложно сломаться, не выдержать конкуренции, но Евгений Шахов давно научился терпеть, и судьба по достоинству оценила его старания...

– Евгений, ты можешь сказать, что гол в ворота «Брюгге» пока является самым важным в твоей карьере?
– Конечно. Хотя результативный удар в матче с хорватским «Хайдуком» для меня тоже стал памятным. Как оказалось, не было бы этого мяча– не было бы и группового раунда Лиги Европы.

– Когда тебе стало известно, что ты выходишь на поле?
– В конце первого тайма меня позвал Мирон Маркевич и сказал, чтобы я готовился. Когда в перерыве я вместе с ребятами пошел в раздевалку, сразу понял, что выхожус самого начала второй 45-минутки.

– Во время отдыха у вас был серьезный разговор?
– Ничего необычного, просто рабочие подсказки.

– Какая у тебя была персональная установка?
– Связать игру между серединой поля и атакой, обострить и, по возможности, забить. Мирон Богданович так и сказал: «Сделай то, что ты сделал во встрече с «Хайдуком». А после поединка тренер меня подозвали с улыбкой заметил: «Я же тебе говорил, что ты забьешь».

– Тяжело выходить на замену в таких матчах?
– Непросто. Была вязкая, осторожная игра. Возможно, она шла до первой ошибки, поэтому было сложно найти золотую середину между надежным и обостряющим пасом. Такие поединки называют игрой до одного гола. Так оно и вышло.

– Ближе к концу матча мысли по поводу овертайма вас посещали?
– Не без этого, но нам здорово помогала поддержка капитана. Руслан Ротань не останавливался ни на секунду и все время кричал: «Движение, не останавливаемся, сейчас забьем!»

– Он тебе голевой пас и отдал...
– Да, отличная была передача. Я мог сразу пробить с правой ноги, но принял решение убрать под себя и ударить левой. Получилось, что неплохо попал по мячу, плюс помог легкий рикошет – и мяч полетел именно туда, куда нужно (улыбается).

– Часто забивал такие голы левой ногой?
– Бывало, но с такой дистанции отличился, наверное, впервые. Теперь точно могу сказать, что левая у меня не только для ходьбы (улыбается).

– Летом твой гол вывел «Днепр» в групповой раунд Лиги Европы, теперь ты вытащил команду в полуфинал этого турнира. Все это свидетельствует о том, что ты проводишь отличный сезон?
– Давай начнем с того, что лично я никуда никого не вытаскивал – это заслуга всего коллектива. А сезон для меня действительно неплохой– но только еврокубковый (улыбается). В чемпионате я играю нечасто, хотя, как и любому футболисту, мне хотелось бы больше доверия и больше матчей с первых минут.

Впрочем, я давно придерживаюсь принципа, что решение тренера не обсуждается. Значит, нужно еще больше работать и доказывать, что ты достоин большего.

– Твоему терпению можно по-хорошему позавидовать. Кто тебя этому научил?
– Думаю, отец, который в детстве дал мне столько уроков, что можно написать целую книгу.

– Ты в футбол сам пришел или папа настаивал?
– Сам. Отец никогда меня не заставлял, поначалу, можно сказать, даже оберегал от мяча.

– Как это?
– Дело было в Израиле. Я родился в Днепропетровске, но когда мне исполнился год, мы уехали на Землю обетованную, где играл мой отец. Там занимался футболом мой брат Сергей, который на пять лет старше меня. У него очень неплохо получалось, и однажды ему как лучшему игроку команды подарили бутсы. Я сразу к отцу. Говорю: «Тоже хочу – и бутсы, и мяч». Он мне ответил: «Пожалуйста, дело твое».

– Сколько лет тебе было?
– Пять или шесть, кажется. Я записался в школу «Маккаби» из Петах-Тиквы, там и занимался до 10-летнего возраста, после чего мы переехали в Киев.

– Как сложилась карьера у брата?
– Долгое время он был в структуре «Динамо», выступал за молодежные команды клуба. Потом полгода был в аренде в «Днепре», играл в ЦСКА и «Александрии», затем – в Финляндии.

– После этого он стал агентом?
– Пробовал, но понял, что это не его занятие.

– Евгений, ты видел, как играл за «Днепр» твой отец, который становился лучшим бомбардиром чемпионата СССР?
– Конечно. У нас есть несколько памятных дисков. Смотрел матчи с московским «Спартаком», с французским «Бордо».

– Не было ощущения, что это замедленная съемка?
– Нет, скорости были хорошие. Я считаю, что и тогда, и сейчас люди одинаково бегали. Просто сама картинка нынче другая, антураж такой, что кажется – все быстрее. Раньше вратарю можно было брать мяч в руки после передач партнера, и это тоже тормозило игру. Те же мальчики, которые подавали мячи, искали их по всему стадиону... Другое время – другой футбол.

– С отцом никогда не спорили, когда было лучше?
– Нет. Папа с уважением относится к нынешнему поколению игроков. У каждого свое время.

– В детской школе в Киеве ты занимался под руководством еще одного бывшего футболиста, а впоследствии арбитра, Олега Деревинского, которого считают твоим наставником.
– Да, я тренировался у него в «Евробисе» и по иронии судьбы дебютировал в высшей лиге как раз в том матче, который он обслуживал. Мы с «Днепром» играли в Алчевске против «Стали».

– Уважать арбитров твой первый тренер тебя, видимо, научил. С судьями у тебя нормальные отношения?
– Меня рефери особо не обижают, хотя бывает, конечно, не свистят нарушения правил (улыбается). Но я стараюсь с ними не спорить. Бесполезно, ведь своих решений они не меняют, а себе только хуже делаешь.

– Какой эпизод из детского футбола врезался в память больше всего?

– Это было уже в то время, когда я выступал за юношескую сборную Украины. Мы выиграли какой-то турнир в Белоруссии, мне удалось стать лучшим бомбардиром, а по приезде в Днепропетровск стало известно, что я буду тренироваться с первой командой. Тогда меня будто током ударило!

– Кто был в «Днепре» наставником в тот момент?
– Олег Протасов.

– А как ты вообще из столицы в Днепропетровск попал?
– С моим папой связался Вадим Тищенко. Посидели, подумали – и решили попробовать. Приехал на просмотр, сыграл в двусторонке, подошел, а уже потом обговорили условия с Андреем Стеценко.

– Было время, когда в тренерский штаб «Днепра» входил твой отец, который помогал Владимиру Бессонову. Насколько это сложно – играть под руководством близкого человека?
– Очень сложно – ты даже представить себе не можешь! Мне кажется, что какие-то разговоры до сих пор ходят, люди никак не могут успокоиться. Столько пришлось из-за этого пережить, я даже в аренду специально уходил, чтобы доказать очевидные вещи. Отец никогда не играл вместо меня в футбол и на тренировки не выходил!

– Сейчас на все это с иронией смотришь?
– Сейчас – да, а когда тебе 19 лет, на психику это давит. Обидно было до слез!

– В «Арсенале» на правах аренды ты выступал дважды. Полезная школа?
– Конечно. Мне повезло, что сначала я попал к Вячеславу Грозному, а затем– к Леониду Кучуку.

– Говорят, что белорусский специалист по части тактики может дать фору любому наставнику. Ты тоже так считаешь?
– Да. У нас была такая теория, такие разборы, что многие вещи в футболе открывались совсем иначе. Очень сильная школа.

– На тренеров тебе, в общем-то, всегда везло...
– Конечно, грех жаловаться. Тренировался у Хуанде Рамоса, теперь пришел Мирон Маркевич. Каждый из них – это целая футбольная эпоха.

– Евгений, вершиной твоей карьеры пока является золото юниорского чемпионата Европы 2009 года. Или это не тот уровень?
– Так считают многие, но я не знаю, когда Украина в следующий раз добьется такого успеха. Так что недооценивать наш результат не нужно. Хотя и переоценивать не имеет смысла.

– Ты тогда попал в сборную буквально в последний момент.
– Было дело. Прошел сборы перед финальным турниром, но меня отцепили. Первый матч Евро смотрел дома, по телевизору, однако после нескольких травм, полученных нашими ребятами, тренеры успели меня заявить. Так, случайно, и попал на этот чемпионат.

– Да, но голы в полуфинале случайно не забивают. Согласен?
– Во втором туре группового турнира я не играл, а в третьем поединке вышел минут на 10. Но когда наш тренер Юрий Калитвинцев доверил мне место в «основе» в 1/2-й, у меня было столько эмоций, что я готов был горы свернуть, лишь бы зацепиться за свой шанс. Может, поэтому и забил уже на 1-й минуте (улыбается).

– Почему после той победы многие ребята затерялись на футбольных просторах страны?

– У каждого своя история. Был момент, когда кому-то из этой команды нужно было просто почувствовать доверие в клубах, потом, наверное, надо было запастись терпением. Не знаю, почему так произошло, но как команда эта сборная была очень сильна.

– Сейчас ты находишься в двух шагах от еще более значимого успеха. По силам «Днепру» Лига Европы?
– По силам, однако все будет зависеть от многих факторов. Нужна ведь еще удача, соперники остались очень непростые. Но со всеми можно и нужно играть. Самое главное – наш настрой, уверенность в своих силах и правильный план на игру.

– С кем не хотел встречаться перед жеребьевкой?
– Я об этом не думал. Там все три команды стоят друг друга. Все на ходу.

– С «Наполи» в Лиге Европы вы не так давно встречались. Помнишь те матчи?
– Помню, хотя ни в одном из них я участия не принимал даже как запасной. В Неаполь вообще не летал. Может, сейчас попаду в этот город. Говорят, красивый (улыбается).

– Тогда в Италии «Днепр» четыре раза огорчил Эдинсон Кавани. Кто в «Наполи» самый опасный сейчас?
– Думаю, там сильна вся линия атаки во главе с Гонсало Игуаином, так что нужно плотно опекать каждого. Так, как это было в нашей первой встрече с неаполитанцами в Днепропетровске, когда мы не дали сопернику спокойно дышать.

– На сценарий осени 2012 года согласен?
– 3:1 – дома, 2:4 – в гостях... Конечно, согласен! По такому раскладу мы выходим в финал. Но давай всю теорию оставим экспертам, а сами перейдем к практике. Точно могу сказать – мы будем биться. За клуб, за город, за всю нашу страну.

ФУТБОЛЬНЫЕ ГЕНЫ ШАХОВА

Отец Евгения Шахова – тоже Евгений Шахов (играл и в нападении, и в полузащите) – на футбольном поле добился немалого. Воспитанник запорожской школы «Стрела» в 17 лет (в 1979-м) попал в «дубль» запорожского «Металлурга», в составе которого провел шесть сезонов в первой лиге СССР – по 1986 год включительно (с перерывом на «службу в армии» в 1982-м – выступление в одесском СКА, тоже в первой лиге). В составе «Металлурга» сыграл 182 матча в чемпионате страны, забил 35 голов (за СКА– 28 поединков, 1 гол), причем в последнем сезоне наколотил 19 мячей и заслужил приглашение в «Днепр».

В Днепропетровске провел пять сезонов (1987– 1991), но тоже с паузой – на командировку в бундеслигу, в «Кайзерслаутерн» (5 матчей в сезоне-1989/1990). Самым удачным для Шахова-старшего стал 1988 год, когда после ухода Геннадия Литовченко и Олега Протасова в киевское «Динамо» он оказался на первых ролях в атаке клуба и на пару с московским динамовцем Александром Бородюком стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР (18 голов), а «Днепр» выиграл золотые медали.

С днепрянами Шахов добывал еще два комплекта серебра (1987, 1989), становился обладателем Кубка СССР (1989). Всего за «Днепр» в чемпионате страны провел 106 матчей и забил 36 мячей (плюс 33 поединка и 10 голов в Кубке СССР и Кубке Федерации, а также 7 матчей и 1 гол в еврокубках).

В 1991-м Шахов отправился в Израиль, где отыграл четыре с половиной сезона за «Маккаби» из Петах-Тиквы, забил 16 мячей в 97-ми матчах, а в 1996-м пошел на понижение – в первую лигу Израиля, в «Маккаби» из Нетании.

На тренерском поприще проявил себя в качестве ассистента Владимира Бессонова: вначале – в винницкой «Ниве» (сезон-2004/2005), а потом – в «Харькове» (2007) и «Днепре» (2008– 2010).

Евгений ГРЕСЬ, «Команда»

29 квітня 2015 11:42







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

ТОП-10 голів Динамо в 2024 році

 

23 грудня 2024 10:35

Найважливіші перемоги Динамо в 2024 році

 

23 грудня 2024 10:30

Найкращі голи динамівців у грудні

 

19 грудня 2024 13:47