Сьогодні 19 квітня 2024 р.

Бальчос: о Зеленцове, Ковальце и профессиональном футболе

Игорь ЛИННИК, «Футбольный клуб»

С президентом Профессиональной футбольной лиги Украины (ПФЛ) Миланом Бальчосом мы давние знакомцы. Впервые встретились в середине 1990-х – в подвале одного из жилых домов по улице Костельной, где тогда базировалась научно-методическая группа киевского «Динамо» во главе с Анатолием Зеленцовым.

К спортивной науке в те годы даже в наших ведущих клубах относились весьма своеобразно, не балуя тех, кто копошился в интегралах. Но поскольку сам Лобановский уважал и ценил группу Зеленцова, именитого старца с его соратниками терпели и остальные. К тому же этот подвал регулярно производил на свет кипу магических распечаток, причислявших к лику посвященных любого их держателя… 

Понятно, что в этой банде инженеров, программистов и технарей своим, даже на время, мог оказаться только такой же, как они, собрат по науке.

К этой странной, но удивительно притягательной компании – сначала из журналистского любопытства – доводилось примазываться и мне. Но до последнего времени я так и не ведал, чем все-таки промышлял в лаборатории Зеленцова Милан Бальчос. Кроме того, что именно там, на Костельной он начал писать то, что со временем приобрело статус государственной «Целевой комплексной программы развития футбола в Украине».

Не забыл я и тот факт, что четвертый по счету глава ПФЛ – в прошлом футбольный тренер, с командой которого пересекались пути нового наставника молодежной сборной Украины Сергея Ковальца. Естественно, первый вопрос напрашивался сам собой.

– Милан Владимирович, как вы восприняли известие о назначении Сергея Ивановича? Что скажете о нем?
– Простой пример. Ковалец два года играл у меня в бердичевской «Звезде» во время службы в армии, где тогда, к сожалению, еще процветала дедовщина. И вот однажды я заметил, что внутри коллектива возник какой-то напряг. На тренировках – перепалки, а затем и открытые конфликты.

Я собрал ребят и стал высказывать претензии. В зале тишина. Вдруг поднимается Ковалец, прослуживший около полугода, и говорит – для того, чтобы восстановить в команде нормальную атмосферу, троих человек, и при всех называет фамилии «дедов», из нее нужно убрать… Я этих людей отчислил из команды.

На подобные поступки способен человек, как минимум, имеющий волю, характер и смелость. Таким он был, таким, к счастью, и остался. У него еще был друг Саша Цыганков. Сейчас тоже на тренерской работе – в Премьер-лиге России. Так вот они между собой соревновались. По-хорошему. В одном сезоне, а мы проводили за год до 72 матчей, Ковалец, играя центрального полузащитника, забил за «Звезду» 34 мяча. Столько же и Цыгынков, наш фланговый хавбек. Эта пара была моей опорой вплоть до демобилизации…

– Соревнования внутриармейские?
– Не только. Мы играли в чемпионате УССР среди коллективов физкультуры, в первенстве области, чемпионате Вооруженных Сил СССР, а также в первенстве Прикарпатского округа. Уровень был приличный.

– Есть чем похвастать? Результаты, воспитанники?
– Судите сами. За 10 лет работы – шесть раз побеждали в округе и четыре в союзных чемпионатах. Через мои руки прошли за это время 402 футболиста – со всех республик СССР. Из них 35 потом играли в высших дивизионах своих стран, четверо успели засветиться в юношеских и молодежных сборных Союза. Ну и, наконец, в национальной сборной Украины – Борис Финкель и Андрей Василитчук. Это помимо Ковальца.

undefined

– Теперь вы, наверное, гордитесь своим учеником?
– Я всегда радуюсь, когда кто-то из моих воспитанников где-то продвигается. За Сергеем же слежу особо пристально потому, что его талант невозможно было не заметить.

– Он потом не стал конфликтным «дедом»?
– Да вы что! За ним такого и близко не наблюдалось. Он вел людей за собой, вызывал уважение отношением к делу. Да и сейчас – во всем лидер. И, зная его натуру, компетентность, настойчивость, умение общаться – особенно с молодежью, а в этом им накоплен немалый опыт и в ФК «Львов», и в «Оболони», я уверен, что у него должно получиться.

Тут главное еще четко формулировать задачи, стоящие перед молодежной сборной Украины. Я убежден, что во главе угла должна стоять задача подготовки футболистов, создания кадрового резерва для национальной команды. На мой взгляд, турнирные результаты не должны превалировать. И если такое понимание будет, если тренеру не станут мешать, навязывать иное мнение, у Ковальца есть все предпосылки для успешной работы. Он сам найдет и с кем посоветоваться, и общий язык с руководством.

Мне очень импонирует одно из первых заявлений Сергея. Он сразу сказал, что пришел не на голое место, а туда, где уже многое создано. Дело, поставленное Павлом Яковенко, нужно продолжать и развивать, грамотно организовав и выстроив работу. Это к слову о жизненных принципах Ковальца. Более того. Я рад, что он не скрывает своего желания и дальше консультироваться с Яковенко, прислушиваться к его мнению. Идеально было бы, если бы они вообще стали работать в паре, однако по ряду причин это невозможно.

– Какие тренерские качества наиболее ценны в Ковальце с профессиональной точки зрения?
– Четкое понимание организации учебно-тренировочного процесса. Этому способствует такое качество, как быстрое восприятие и анализ информации. Он прошел школу Лобановского, сумев почерпнуть из нее суть, взять зерно. Я видел, как он организовывает и проводит занятия, тренировки. Что могу сказать? Это современный подход.

Не буду слишком углубляться в специфику, но изюминка Сергея – работа с людьми. Умение выслушать, понять. И это не по долгу службы, не потому, что как тренер он обязан вникать и прочее. Он понимает ребят, чувствует их.

Это первое. А второе – когда тренер видит, что между ним и коллективом есть взаимопонимание, он получает от этого удовольствие. Игрокам тоже тогда работа в радость. Возникает единение. Создание такой продуктивной атмосферы в команде – конек Ковальца.

– То, что он поварился в котле, работая в не самых, скажем так, богатых клубах – это подспорье или помеха для него на новом посту, где все-таки спрос с него будет намного выше?
– Любой опыт полезен. Даже борьба за выживание – учеба для тренера. Вот вы спросили о работе в малобюджетных командах. Но ведь и они ставят перед собой определенные спортивные задачи. За счет чего их решать? Наверное, во многом за счет психологии.

С сожалением могу констатировать, что в наших профессиональных клубах, и не только второй и первой лиг, этому важнейшему аспекту подготовки внимание практически не уделяется. Луческу? Да, согласен, он в этом дока. Вот и Сергей, я знаю, очень глубоко интересуется тонкими материями.

Еще один момент. На данном этапе ему как тренеру для внутреннего роста нужен был более серьезный вызов. Он его получил и теперь должен установить для себя иную профессиональную планку. Прежнюю Ковалец уже перерос.

– Вы рассказывали, уже в «Звезде» он вел конспекты тренировок…
– Да, но скажу без ложной скромности – там все-таки было что взять. Не будучи еще учеником Зеленцова, но изучая научные работы, литературу, я уже строил занятия по его методике. Прибавляя в работоспособности, ребята не могли не замечать позитивного воздействия тренировочного процесса. Так и пробуждался у них интерес к основательной работе.

– А каков сегодня уровень тренировочной работы в клубах ПФЛ?
– На днях прочитал интервью Олега Федорчука, где он рассуждает о подготовке тренеров, организации учебно-тренировочного процесса. Во многих вопросах я с ним абсолютно согласен. Чтобы управлять, нужно знать! Поэтому перед тем, как говорить о компетентности нашего тренерского корпуса, нужно проанализировать систему обучения наших специалистов.

Мне думается, новые кураторы тренерских курсов ФФУ, а эти вопросы сейчас в ведении авторитетного и знающего профессионала Валерия Шамардина, в корне пересмотрят практику, когда человек, не имеющий специального образования, прослушав цикл лекций, получает тренерскую лицензию.

Могу сказать по своему опыту: чтобы понять, усвоить информацию, овладеть знаниями, нужен не один год интенсивной учебы. А мы выпускаем дипломированных тренеров после месячного прикосновения к основам…

– Вернемся к Зеленцову. Что привело к нему – понятно. А с чем вы пришли в его лабораторию?
– С жаждой знаний. Закончив тернопольский пединститут по специальности «тренер-преподаватель физической культуры и спорта», я поступил в Киеве в Высшую школу тренеров при институте физкультуры. Просуществовала она недолго, лет шесть-семь, но первый выпуск – 1995-го года – был как раз моим.

Так вот. Первые два месяца я посещал все занятия, а потом поймал себя на мысли, что все, что слышу – это вчерашний день. Стало не интересно. Тогда и решил обратиться к Анатолию Михайловичу. Он встретил сдержанно. Зачем пришел? Что тебе надо? Говорю – хочу знать. – Ну-ну, посмотрим, насколько глубоко готов копать…

Это была осень 1994-го. Вроде бы учился в ВШТ, а науку постигал в его лаборатории. Вот где было чрезвычайно интересно! Все в радость – ходить в библиотеку, ковыряться в литературе, выискивать что-то новое, спорить, доказывать.

Глядя на молодых наших специалистов, не вижу я этого рвения к знаниям, к учебе. Что и печалит. Уже не говорю о тренерах детско-юношеских команд, ДЮСШ или любителей…

– А вы не находите, что в саму схему тренерского образования – пришел, заплатил и стал спецом – заложен дефект? Отбора ведь нет.
– Не только согласен, но могу и добавить к вашему замечанию ряд тезисов. Заглянем дальше. Человек без образования, но с лицензией приходит в клуб. Там не добивается результата. Все же видят, что он не тянет, не готов, и его увольняют. В итоге на выходе мы получаем очередного безработного. Нонсенс: сами же плодим их!

Я с тревогой выслушиваю разговоры о судействе. Восхищаемся Италией, где около 30 000 футбольных арбитров. У нас на порядок меньше и, значит, нужно идти к таким же цифрам… А мне кажется, что нужно идти к качеству, в том числе – и в подготовке тренеров!

Прежде всего должен быть отбор. Перед поступлением на курсы ты должен пройти серьезное тестирование, собеседование. На предмет того – что знаешь, как знаешь и, самое главное, насколько глубоки твои знания в вопросах управления функциональными системами организма футболиста.

Зеленцов по большому счету, перед тем, как приоткрыть дверь к знаниям, все это проделал со мной. Возможно, именно благодаря тому, что мне пришлось доказывать ему свою состоятельность, я уже имею на основе его работ и свои собственные методические разработки.

undefined

– Спортивная наука постоянно развивается, но предмет ее изучения – человеческий организм остается прежним. Работы Зеленцова до сих пор востребованы?
– Еще как! Возьмем его книгу «Моделирование тренировки футболистов». Это же очень и очень масштабный труд! Здесь четко освещаются физиология, биохимия спорта – вся база для дальнейшего построения учебно-тренировочного процесса.

Вы правы, закономерности функционирования систем организма человека остаются такими, какими были и 10, и 20 лет назад. Другое дело, что на базе функциональной подготовленности, алгоритм которой тщательно изучен Зеленцовым, могут возникать дополнительные возможности. В силу накопления новых знаний и возросших требований к современному футболисту.

При организации тренировочных занятий уже применяются несколько иные подходы. Если раньше в методике жестко придерживались какой-то единой периодичности, то ныне в нее вносится разнообразие. Простейший пример – работа с мячом вводится на всех этапах работы. Но все-таки физиологические основы, позволяющие заложить фундамент функциональной подготовленности, остаются незыблемыми.

Тренер должен предельно ясно понимать, что такое метаболизм, фазы обмена веществ в организме, что такое восстановление, адаптация и так далее. Бывая в клубах, я позволяю себе поинтересоваться у наставников, скажем, в чем состоит основная задача учебно-тренировочного процесса? В ответ – достижение того, этого, выход на такой-то уровень…

Тогда как прежде всего – это закладка фундамента подготовленности, на основе которого формируются техника, тактика, наконец, психология. А во главе угла – адаптация. Главная задача тренера – не дать организму спортсмена адаптироваться к предлагаемым нагрузкам. Не дать!

Если в каждом цикле тренировочное занятие проводится по единой схеме, и в таком режиме работа ведется постоянно, тогда организм игрока адаптируется к предлагаемым нагрузкам. Потом уже тренируй – не тренируй, какое-то время ты еще сможешь удерживать его на заданном уровне, но спад функциональной подготовки неизбежен. Это основа основ, но не многие ее знают. А какова тогда может быть эффективность тренерской работы?..

– Президенты клубов догадываются о взаимосвязи между уровнем знаний тренера и его результатами?
– Для президента клуба важно, чтобы его команда давала результат. А жизненный опыт и опыт управления бизнесом помогают ему понять, что квалификация – залог успеха тренера. В значительной мере.

Не буду говорить о Премьер-лиге, но в первом и втором дивизионах крайне редки случаи вмешательства президентов в тренерскую парафию. Логика владельца такова – я предоставил наставнику карт-бланш, дал возможность заработать, а дальше – уже его проблема. Заработок зависит от результата.

А я напомню, что в ПФЛ есть президенты с опытом управления клубом и 10, и 15, и даже 20 лет. Они поднаторели во многих футбольных вопросах и в состоянии оценить, кто чего стоит. Один признался мне, что намерен даже пройти курсы лицензирования – не для того, чтобы самому тренировать, а чтобы лучше понимать спортивные аспекты. Вот такие подходы у людей, вкладывающих в процесс душу и средства.

Да, бывают случаи, когда хозяин клуба подбирает себе удобного специалиста, чтобы управлять им. Но это не имеет никакой перспективы и очень быстро сказывается на результатах. Турнирные таблицы достаточно объективно отражают ситуацию.

Впрочем, бывают и исключения. Как в случае с клубом «Горняк-Спорт» Комсомольск, занимающим в группе «Б» второй лиги 11-е место из 13-ти. Толковый тренер, молодая команда, прочное финансовое положение, а результата нет… А вот в хмельницком «Динамо» проблемы иного порядка – мизерное финансирование, футболистам, конечно, не до учебно-тренировочного процесса…

– Возникает вопрос – профессиональный ли такой клуб?
– Согласен. Но эту тему за несколько минут мы не обсудим.

– Тогда я попрошу вас очертить золотой тренерский фонд ПФЛ. Три имени.
– Из второй лиги я бы выделил Владимира Реву, наставника стрыйской «Скалы». Первая лига? Однозначно, Анатолий Волобуев из алчевской «Стали» и Олег Кононов, тренер «Севастополя».

Волобуев – вообще уникальный человек. Не только потому, что уже дважды поднимал свою команду в элиту. В прошлом сезоне его клуб испытывал очень большие проблемы с финансированием, но даже на фоне неопределенности имел добротные результаты. И сейчас его «Сталь», самая молодая команда в лиге, идет в лидерах. Не удивлюсь, если Волобуев снова пойдет на повышение.

– Только «Севастополь» озвучил как однозначную цель выход в Премьер-лигу. Он готов к ней, если говорить не о разовом входе-выходе, а о долгосрочной перспективе?
– Безусловно. «Севастополь» не просто решает поставленную задачу на текущий сезон, но и занимаются подготовкой плацдарма, который бы позволил команде уверенно себя чувствовать в группе сильнейших. И, конечно, там очень грамотный тренер. С Кононовым хорошо знаком, его отношение к работе вызывает большое уважение.

На серьезнейший уровень поставлен в клубе и  менеджмент. Я думаю, в Премьер-лиге по этой части они были бы твердыми середняками, а то и вошли бы в ведущую шестерку-семерку. В отличие от Алчевска, где инфраструктура – стадион, поля нуждаются в капитальном обновлении, в Севастополе создана отличная база.

– С Волобуевым известно – хитрит. А третья на данный момент в лиге «Александрия» почему отмалчивается?
– У нее могут быть свои суждения. С Николаем Лавренко мы знакомы много лет. Но сколько его помню, он никогда не афиширует свои планы. Как и Волобуев. Даже с глазу на глаз не намекнет. Я его тормошу, расспрашиваю: вот если пройдете, что будет? Отвечает – если пройдем, все будет!

– В Премьер-лиге расходы иного порядка. Может, это сдерживает?
– Да, это вынуждает крепко задуматься. Хотя тот же Лавренко, сколько ни говорил, что поход в элиту – это как прыжок на амбразуру, все равно бросался на нее. Теперь же, после слияния с компанией «УкрАгроКом» и приходом Сергея Кузьменко, возможности «Александрии» стали еще больше…

Однако, если откровенно, в игровом плане «Сталь» и «Александрия» пока уступают «Севастополю». Им в Премьер-лиге без доукомплектования не обойтись. И, я вижу, что и те, и другие активно занялись селекцией. Не только приобретают игроков, но и трудоустраивают тех, кто по тем или иным причинам не тянет дальше. Что ж, придет время, посмотрим на их заявки…

– Проблематика второй лиги, можно предположить, существенно отличается от первой. Тоже другая экономика?
– Да, и я так понимаю, что здесь ком проблем, учитывая ситуацию в Украине, будет только нарастать. Футбольное сообщество уже свыклось с исчезновением наших команд. То банкрот, то снятие с соревнований. ПФЛ такая ситуация чрезвычайно тревожит. И без реорганизации турниров было не обойтись.

Нас упрекают – ПФЛ сокращается. Да, были времена, когда в низших лигах участвовало до 96 команд. Но если проанализировать, кто из них ушел – то это те, кто сидел либо на бюджетных средствах, либо изначально не соизмерял бремя футбольных растрат, либо зависел от людей, решавших локальные PR-задачи.

Мы и сейчас, как можем, боремся за клубы, используя весь арсенал своих возможностей и даже сверх того. Встречаемся с губернаторами, спонсорами. Не просто просим, а предлагаем конкретные решения, как помочь клубам. Но все равно это латание дыр.

– И каков ваш рецепт оздоровления? Хирургия, избавление от неплатежеспособных?
– Я давно выступал с предложениями по реорганизации соревнований, которые мало походили на турниры профессионалов. Сокращение количества участников второй лиги было неизбежно. С условием одновременного создания региональной лиги, с 4-6 территориальными зонами. Команды, не имеющие больших запасов средств, значительно снизят свои расходы. До 16-20 тысяч гривен в год.

Это предложение было признано рациональным и получило поддержку на Конференции ПФЛ. Таким образом с нового сезона во второй лиге у нас останется 20 команд. Зато мы получим более конкурентоспособный турнир.

– А что с региональной лигой?
– Над ее учреждением надо еще работать. И это тема для отдельного разговора. Но в целом, проводя беседы с руководителями региональных федераций, клубов, я встретил поддержку такой идеи. Другое дело – каким должен быть статус этой лиги.

На мой взгляд, на старте можно использовать самую простую схему соревнований. Скажем, комплектовать зоны из 8-10 команд, чтобы до весны они успели сыграть хотя бы по 14-18 официальных матчей. А дальше уже можно развивать идею, вырабатывать наиболее оптимальную модель турнира.

– Статус этих команд? Любительский, нелюбительский?
– Тоже дилемма. Большинство самих участников высказывались за то, чтобы выступать под эгидой ПФЛ, соответственно в правовом поле ФФУ, УЕФА и ФИФА, подчиняясь их регламентным нормам. Однако возникает вопрос, как быть, если футболисты – любители?

В итоге после встречи с руководителями Премьер-лиги, профсоюза футболистов, ассоциации аматорского футбола пока пришли к мнению, что региональная лига должна формироваться в составе последней. Данное предложение и было направлено в ФФУ. Посмотрим, что будет дальше. Но ПФЛ от этого процесса не самоустраняется.

– Как президент ПФЛ чего вы ждете от предстоящей весны?
– Осенью, когда резко возросло количество телетрансляций матчей, на трибунах стало меньше зрителей. Значит, зрителю необходимо создавать более комфортные условия, привлекать его на трибуны, обеспечивая увлекательный отдых и, что не менее важно, безопасность. А это уже требует более творческого подхода в работе с публикой, да и фан-движением, которое является костяком сегодняшней аудитории.

Например, «Буковина» в прошлом сезоне собирала в среднем по 6000 зрителей на домашние матчи в Черновцах, а в этом – в два раза меньше. Или, допустим, если сравнить Черкассы и Чернигов. В Чернигове и стадион получше, и «Десна» лидирует в группе «А», а посещаемость у «Славутича» – выше… Почему? Очевидно, вопросы к менеджменту.

Тем не менее, я думаю, что весной, когда команды вступят в решающую фазу борьбы за призовые места, когда они выйдут сражаться за сохранение прописки в лиге, футбольный люд вернется на арены.

Использованы фото оф. сайта ФК «Севастополь»

21 січня 2013 12:00







Матеріали на тему

Бальчос отметил «Скалу»
17 грудня 2012 16:37


Тревожная пора ПФЛ и Бальчоса
12 грудня 2012 07:24


Бальчос: «Мы шли на компромиссы»
1 грудня 2012 14:24


Бальчос навестил ФК «Десна»
26 листопада 2012 19:03


Слободян залишає «Оболонь»
9 листопада 2012 15:00




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Кубок Содружества: Молдова – Украина – 0:2

 

20 січня 2013 17:26

Кубок Содружества: Украина – Литва – 3:0

 

19 січня 2013 14:46

Первая пресс-конференция Сергея Ковальца в качестве тренера украинской U21

 

14 січня 2013 14:45