1+1. Объединенный чемпионат: спрос и предложение
Пока Валерий Газзаев сотоварищи корпят над зачатием ОЧ – так называемого объединенного чемпионата, «Футбольный клуб» проверяет плодовитость их дебютной идеи.
Валерий Газзаев в качестве главы оргкомитета ОЧ уже побывал на заседании рабочей группы Российского футбольного союза, взявшейся за разработку стратегии развития футбола страны до 2020 года. Таким образом РФС, под нажимом извне или нет – не суть важно, дал нам достаточно ясный сигнал о признании «группы Газзаева» и своей готовности к сближению с ней.
Дальнейший ход событий во многом будет уже зависеть от квалификации и изобретательности организаторов ОЧ, их способности предложить футбольным властям – ФИФА и УЕФА веские доводы в пользу своего проекта.
А набор требований понятен: а) никоим образом не ставить под сомнение верховенство и авторитет руководящих организаций в глазах остальных членов футбольного сообщества; б) соответствовать и вписываться в уставные положения, касающиеся проведения официальных соревнований – как внутринациональных, так и международных; в) самим подыскать место для ОЧ в и без того насыщенном графике матчей.
Верно ли сформулирована эта задача и насколько разрешима она? На эту тему рассуждают обозреватели «Футбольного клуба» Александр ГОРБУНОВ (Москва) и Игорь ЛИННИК (Киев).
А.Г.: Не уверен, признаться, что РФС готов признать «группу Газзаева» и искать пути сближения с ней. Такой группы, во-первых, не существует. Существует, как данность, желание двух людей – Алексея Миллера и Евгения Гинера – перекроить футбольные карты России и Украины. «Почему мы с Алексеем Борисовичем (Миллером) хотим создать объединенный чемпионат?», – вопрошал в одном из недавних интервью президент ЦСКА, не намекая даже, а ясно давая понять, кто является «родителями» ОЧ.
Валерий Газзаев, президент российского клуба первого дивизиона «Алания», тренерскую карьеру прекративший (хотелось бы верить, что – на время), во главу оргкомитета поставлен, как говорят, по инициативе руководителя нынешней администрации президента России Сергея Иванова, человека, к спорту, прежде всего, к баскетболу, близкого.
Именно объединенная баскетбольная лига, а также Континентальная хоккейная лига, сподвигли, надо полагать, Иванова на поддержку идеи «Миллера – Гинера». Если не забывать о статусе Иванова, то можно предположить, что его непосредственный начальник – президент Владимир Путин – также готов эту идею поддержать, хотя прямо пока по этому поводу, если не ошибаюсь, он не высказывался.
Во-вторых, прежде, чем предложить ФИФА и УЕФА веские доводы в пользу ОЧ, если таковые, конечно, имеются, его оргкомитет должен для начала ознакомить с этими доводами Российский футбольный союз и Федерацию футбола Украины. Пока все – на уровне словесных деклараций, иногда, стоит заметить, противоречивых.
Да, организацию недавнего турнира с участием «Шахтера», киевского «Динамо», «Зенита» и «Спартака» инициаторы ОЧ фактически взяли на себя. Во всяком случае Валерий Газзаев гордится проведенными матчами и считает их предтечей совместного чемпионата двух стран.
Турниром, правда, игры, состоявшиеся перед стартом чемпионатов России и Украины, назвать сложно (какой же это турнир, если перед началом соревнования объявляют, что встречи таких-то и таких-то команд исключены), хотя почему бы приглашенным командам не провести контрольные встречи за весьма солидный гонорар – каждая из них получила по миллиону евро, а также долю из полумиллионного призового фонда.
Еще бы знать, кто столь щедро спонсировал игры четырех команд. Когда проводился «Кубок первого канала» в Израиле и на кону стоял миллион долларов, всем было известно: деньги выделил Роман Абрамович. Кто – сейчас? Уж не «Газпром» ли поднатужился и наскреб по сусекам 4,5 миллиона ради того, чтобы сказать потом: а объединенный чемпионат будет еще привлекательнее и интереснее!
И.Л.: Признаюсь сразу, что еще до проведения летнего турнира четырех, а в Киеве прошло большинство его матчей, я не входил в довольно узкий круг сторонников организации ОЧ. Остаюсь за его чертой и поныне, не видя каких-либо реальных предпосылок для проведения официального турнира в формате наднационального чемпионата. Такая идея, думаю, нереализуема в принципе.
Но если организаторы ОЧ нацепят громкую вывеску «Чемпионат» на соревнование, которое в своей завершенной фазе будет умещаться в нормативы ФИФА и УЕФА, учитывать интересы РФС и ФФУ, тогда у них определенно что-то может получиться. Знаю, что люди, наделенные определенными полномочиями и отслеживающие эволюцию идеи ОЧ, обстоятельно и взвешенно изучают ее, обдумывая различные соображения на сей счет. Не стану вдаваться в подробности, но их интерес не является сугубо теоретическим.
Мое мнение: в своей основе это зерно не является бесплодным. Летний турнир 2013 года дает основания полагать, что интерес к такого рода «чемпионату» существует. Сужу даже по себе – невзирая на контрольный статус матчей с участием украинских и российских клубов, я не пропустил ни одного.
И в чем-то их итог – не турнирная таблица, не результаты игр –превзошел мои ожидания. По части посещаемости, например, матчей, при всех своих «но» мало походивших на проходные товарищеские встречи, на киевском «Олимпийском». По их содержанию (а ведь тогда команды только-только начинали готовиться к сезону), по тому, как была организована работа СМИ, как протекали пресс-конференции, как вел себя зритель…
Заметно было и стремление, что называется, держать уровень. Оно не могло не импонировать. Да и то, что ведущие наши клубы, ставя перед собой большие задачи в официальных соревнованиях, согласились перекроить свою предсезонную подготовку, в какой-то мере решившись на такой вот эксперимент, это тоже ведь было не случайно. Выходит, налицо и их общая заинтересованность в успехе гомункула ОЧ. Согласитесь, «Шахтер» и «Динамо», «Зенит» и «Спартак» ведь мало походят на подневольные клубы.
Действительно, многое теперь зависит от того, что им, и не только им, будет предложено дальше. Финансово и концептуально. Экономический аспект, уверен, важен в такой же мере, как и стратегический. Да, никто не станет баловаться, пускаться в авантюру, не видя перед собой просматриваемого горизонта, четко обоснованного бизнес-плана. Но в такой же степени никто не станет и играть с огнем, нарываясь на гнев футбольных инстанций.
Вот эту задачу «группе Газзаева», кто бы ни стоял за ней – Путин, Иванов или «Газпром», и надлежит решить с умом и филигранной точностью. Максимум спорта, минимум политики и торчащих из нее ушей. Это интеллектуальное испытание, к слову, становится довольно занятным для внимательного наблюдателя. По крайней мере меня оно увлекает.
А.Г.: Исходить, на мой взгляд, следует из того, что проводить наднациональные чемпионаты, разрушая при этом структуру чемпионатов национальных, международные футбольные власти не позволят. Я все время призываю прислушаться к тому, что говорит человек, лучше других знакомый с настроениями в ФИФА и УЕФА, – Вячеслав Колосков. А он уже устал, по-моему, повторять одно и то же: «ФИФА и УЕФА – это однозначно – категорически против».
Понравились контрольные матчи, которые, к слову, украинские клубы проводили на отменных аренах, а российские перебивались в это время с хлеба на воду – «Спартак» играл на малопригодном для профессионального футбола стадионе, а «Зенит», также не имеющий своего современного пристанища, и вовсе принимал киевское «Динамо» и «Шахтер» в Киеве.
Нет, наверное, проблем для тех, кто стоит за идеей ОЧ, раз в год проводить точно такой же турнир, увеличив число его участников для начала, скажем, до восьми клубов (к тем, кто играл уже, добавить «Металлист» с «Днепром» и ЦСКА с «Анжи», то есть – первые четверки из двух чемпионатов).
Но при этом между собой украинские команды будут играть в рамках своего чемпионата, а российские – в рамках своего. В найденные же в напряженнейшем календаре окна (если, конечно, их найдут) ЦСКА, «Зенит», «Анжи» и «Спартак» будут летать в гости к украинским коллегам, а те в свою очередь приезжать в Россию с ответными визитами. По сумме очков определяется победитель. Ему и солидный финансовый приз (в дополнение к бонусу за участие).
Но никак не путевки в еврокубковые турниры. Их должны разыгрывать только в своих странах. Сейчас в Европе от России и Украины играют по 6 клубов. УЕФА никогда не пойдет на то, чтобы некий наднациональный чемпионат отправлял в Лигу чемпионов и Лигу Европы 12 команд из 18-ти играющих в турнире. И тем более, если претенденты на участие в евротурнирах будут выдвигаться не по спортивному принципу.
А такие предложения уже звучали. Например, если в виртуальном ОЧ лучшая российская команда займет четвертое место, то именно она (вместе, скажем, с той, которая окажется на седьмой позиции) должна играть в Лиге чемпионов…
И.Л.: Идеологи ОЧ и вправду успели наболтать много лишнего и несуразного, и теперь этот шлейф систематически бьет по ним же самим – между прочим, поделом! Но я все же предлагаю не обсуждать заведомо утопичные сюжеты – их «похоронят» задолго до начала экспертизы РФС и ФФУ, не говоря уже о ФИФА и УЕФА. Примем как аксиому: нет квитанции – нет белья!
Однако если «группа Газзаева» проявит футбольную смекалку? Продолжая развивать вашу мысль, она ведь может заинтересовать национальные федерации – как мотивировала клубы, имеющие немалый авторитет в своих странах, перекроить планы подготовки к сезону – пересмотреть, к примеру, количественный состав премьер-лиг? Или формат официальных внутренних турниров?
При наличии должной мотивации почему бы, скажем, не завершать украинский и российский чемпионаты не в мае-июне, а ранее? Оставив в концовке сезона время для проведения, условно, Кубка Лобановского – как прототипа близкого сердцу Сергея Иванова Кубка Гагарина или суперзрелищного Кубка Стэнли. Не обязательно, кстати, с играми плей-офф…
Тогда и овцы были бы целы – еврокубки комплектовались бы исключительно по итогам национальных турниров, и волки были бы сыты – клубы смогли бы прирабатывать, утоляя свой финансовый фэйр-плей, в этом самом ОЧ (как его ни назови), и даже в разных его лигах. Стояло бы что-то на кону…
При этом, вы правы, в зачет ОЧ можно было бы начислять очки, набранные их участниками в очных встречах внутри своих лиг. А чтобы избежать национальной «росписи», игр в «одноклассники», неплохо бы бонусными выплатами еще и подкрепить экономическую важность этих самых очков. Словом, организаторам и карты в руки.
А комфортные стадионы… Они и в Украине были построены (причем тоже далеко не везде) совсем недавно – благодаря местным организаторам чемпионата Европы и УЕФА. Скоро, не сомневаюсь, такие же воздвигнут и в России, которая готовится принять у себя чемпионат мира – под надзором ФИФА. Сейчас, в 2013-м, мы можем запросто, походя, говорить об этом, а ведь каких-то лет 10-12 назад можно ли было себе представить подобное?..
И потом, экономическое образование подсказывает мне, что предложение всегда приходит туда, где наличествует спрос. С этим постулатом не смог поспорить даже казавшийся могущественным СССР с уже существовавшим в нем объединенным чемпионатом. И потому в контексте создания обновленной версии ОЧ мне представляется крайне важным понять, возник ли такой спрос на самом деле. Ответ должен быть объективным, иначе все снова пойдет прахом.
А.Г.: Вопрос о спросе – самый важный. Сегодня есть спрос на матчи киевского «Динамо» со «Спартаком» и «Зенитом». Завтра «Зенит» или «Спартак» окажутся в кризисной зоне, займут в российском чемпионате места ниже тех, с которых организаторы начинают принимать в члены своего финансового кружка. И что тогда? Аншлаг на матче Киева с «Амкаром»? Или на игре ЦСКА с «Зарей», которая, положим, потеснит «Металлист» или «Днепр»?
В плоскости «спрос – предложение» пребывают, наверное, и взаимоотношения с телевидением. Телерейтинг каждый считает так, как ему хочется. Доводилось слышать, к примеру, что рейтинг финального матча Лиги чемпионов в России был ниже рейтинга матчей национального чемпионата. Про Украину в этом контексте ничего не знаю. Не уверен, однако, что показанный в России по федеральному каналу матч открытия чемпионата страны «Динамо» (Москва) – «Волга» в состоянии опередить по рейтингу любую игру группового турнира Лиги чемпионов, даже если на поле не будет ни ЦСКА, ни «Зенита».
И еще о «спросе-предложении». При любом организационном развитии событий необходимы, думается, серьезные, зафиксированные европейскими нотариусами пятилетние (как минимум) банковские гарантии от тех, кто деньгами заманивает российские и украинские клубы в ОЧ или же в турнир, в какой-то степени на ОЧ похожий.
И.Л.: Полагаю, субъектов футбольного сближения данный вопрос интересует никак не в последнюю очередь. Не договорившись с ними, организаторы ОЧ останутся не только без квитанции и белья, но и без возможности продолжать развитие объединительной идеи. При этом по большому счету клубы ничем особо не рискуют – они ведь не покидают национальные чемпионаты, которые в любое время могут снова приобрести нынешний вид.
Куда больше ответственности возьмут на себя те, кто подрядится финансировать ОЧ, а также, и особенно – те, кому придется санкционировать передел футбольных карт России и Украины. По сути речь все равно зайдет о создании некоего прецедента, способного со временем аукнуться ФИФА и УЕФА в европейском и мировом масштабе.
К примеру, ведущим шотландским клубам в свое время не разрешили войти в состав английской Премьер-лиги, а вот клубы Уэльса позднее такое право получили и с успехом в ней выступают – «Суонси» в минувшем сезоне завоевал даже путевку в Лигу Европы…
Как знать, может, процесс уже пошел и дело лишь в грамотно изложенной дебютной идее?
31 серпня 2013 08:29