Ателькин: «Может, это «Шахтер» – кость в горле для испанцев»
Два шага до финала Лиги Европы осталось сделать «Шахтеру», на пути которого стоит «Севилья». Испанский клуб, без сомнения, самый сильный соперник в плей-офф нынешнего розыгрыша второго по силе евротурнира. Однако остановить набравший ход «Шахтер» будет сложно. Тем более что горняки, уступившие звание чемпиона страны динамовцам, отныне полностью сконцентрированы на ЛЕ.
Перед самым важным за последние семь лет противостоянием мы решили пообщаться с выдающимся форвардом «Шахтера» 90-х годов Сергеем Ателькиным, который, безусловно, стал символом донецкой команды времен независимого украинского футбола. После окончания карьеры Сергей не очень баловал журналистов интервью, стараясь избегать микрофонов и камер. Да и в бытность игроком Ателькин предпочитал сказать все в игре, так что разговорить экс-нападающего «оранжево-черных» было делом непростым. И все-таки Сергей согласился поделиться впечатлениями о текущем сезоне.
– Сергей, этой весной мы общались со многими ветеранами «Шахтера», и все они дружно пророчили команде Мирчи Луческу как минимум выход в финал Лиги Европы. Вы солидарны с коллегами?
– Они тогда не знали, что в полуфинале «Шахтеру» попадется «Севилья»... Однако, думаю, все прекрасно понимали: слабых соперников на этом этапе евротурнира не бывает. Уверен, горняки пройдут «Севилью», хотя, если предварительно оценивать шансы команд, то я бы отдал каждому по 50 процентов на успех. Это знак уважения к действительно мощному оппоненту, способному выиграть нынешнюю Лигу Европы.
– Однако не секрет ведь, что испанские клубы являются крайне неудобными соперниками для украинцев. Как преодолеть этот комплекс?
– А с чего это вы взяли, что испанцы так уж неудобны для нас? Мне кажется, это миф, активно поддерживаемый журналистами. Может, это мы кость в горле для клубов с Пиренейского полуострова? Во всяком случае, «Шахтер» точно не подарочек для испанцев, его трудно теперь остановить.
– Вы в свое время играли с каким-нибудь испанским клубом?
– Нет, не довелось. С итальянцами сражался. Особенно мне запомнилось наше противостояние с «Виченцей» в 1997 году, когда мы обидно проиграли сопернику, которому ни в чем не уступали. Интересные, памятные матчи были. Но осадок от поражения остался до сих пор, хотя именно тогда меня приметили селекционеры другого итальянского клуба – «Лечче». Однако это другая история, мы отвлеклись от главной темы разговора.
– Вас не встревожили последние результаты «Шахтера», завершившего вничью два важных матча – в Кубке Украины с «Александрией» и в чемпионате с «Черноморцем»?
– Абсолютно!.. Все происходящее на внутренней арене сильно отличается от еврокубковых баталий. К тому же чемпионат страны нынче не тот. Я имею в виду его содержание: по-настоящему классных матчей стало крайне мало, а это не позволяет футболистам держать себя в тонусе. Но руки опускать нельзя. Главное, считаю, «Шахтер» играет, то есть не мучается на поле, катая мяч с первой до девяностой минуты. В упомянутых вами поединках горнякам не хватило элементарного везения. Вспомните, сколько мячей должно было залететь в ворота «Александрии» в первом тайме, и «Черноморцу» не меньше могли положить. В футболе такое бывает: все вроде бы делаешь правильно, а мяч в рамку не идет. Ничего, думаю, компенсацию от Фортуны «оранжево-черные» получат уже в этот четверг на «Арене Львов».
– Экс-футболисты «Шахтера», в частности, Михаил Соколовский подвергал в последнее время критике игру нападающих горняков. По мнению экспертов, Гладкий и Феррейра не соответствуют уровню команды.
– Сейчас, мне кажется, не стоит на этом концентрировать внимание. На международные матчи игроки «Шахтера» все равно выходят с другой, более высокой мотивацией. А что касается критики Соколовского, то Михаил Григорьевич, мне кажется, просто расстроился из-за того, что Дарио Срна обошел его по количеству проведенных за горняков поединков. Шучу. Думаю, важно другое. Никто из футболистов «Шахтера» не боится проиграть в Лиге Европы, команда чувствует себя на поле свободно, в том числе и форварды. При таком раскладе забить может любой.
– Вы в бытность игроком всегда выходили на поле в еврокубковых матчах раскрепощенным?
– Не всегда, но однажды нам помогла именно внутренняя свобода. Причем произошло это в очень важном поединке – с пражской «Славией» на выезде. Дома мы, как вы помните, уступили чехам со счетом 0:1 и в гостях жаждали взять реванш, много и разнообразно атаковали, абсолютно не боясь пропустить. Главное было забить, и как можно больше. Однако мяч в ворота не шел до 90-й минуты, когда в одной из последних атак я нацеленным ударом головой направил сферу под перекладину, чешский голкипер удар потянул, но на добивании первым оказался Воробей. После этого у нас появилась уверенность, что мы забьем еще и достигнем нужного результата. Так и вышло: в дополнительное время, на 97-й минуте, мне удалось забить второй гол в ворота «Славии», позволивший «Шахтеру» впервые попасть в групповой турнир Лиги чемпионов. Это был настоящий праздник!
– Какой из матчей того розыгрыша Лиги чемпионов больше других врезался в память?
– С «Арсеналом» в Лондоне. Сколько вдохновения было в нашей игре! Нам тогда казалось, что, несмотря на громкие имена наших оппонентов, мы способны уложить на лопатки любого. к И ведь близки были к виктории! Если бы арбитр не зафиксировал офсайд, которого и в помине не было, при счете 2:1 в нашу пользу, мы забили бы третий гол и, думаю, удержали бы победу. Боковой арбитр тогда остановил поднятым флажком меня как раз тогда, когда я, получив классный пас от Валеры Кривенцова, убегал на свидание с кипером «Арсенала».
– Вы имеете богатый игровой опыт, выступали на международной арене, в чемпионатах Италии и Португалии. Почему до сих пор не пошли на тренерские курсы?
– Тренировать – это не мое... К тому же в 36 лет я пережил инфаркт. Он стал итогом невероятных психологических и физических нагрузок. Когда это случилось, я подумал, что могу повторить судьбу Виктора Прокопенко, но, слава Богу, пронесло.
– Значит, вы занялись более спокойным делом...
– Как вам сказать. Работаю селекционером «Шахтера». С первых дней у нас не было никакого щадящего режима. Много ездим, смотрим игроков, нервничаем. Но ведь и результат есть! Всех иностранцев начиная с 2002-го года в клуб привезли именно мы. Трудиться начинали под руководством знаменитого в прошлом футболиста Владимира Плоскины, которого я и Гена Зубов считаем своим учителем. Плоскина наладил современную и эффективную работу селекционной службы горняков, снабдив кадрами для начала команду Виктора Прокопенко. Первыми, помню, мы привезли в Донецк Мариуша Левандовски, Дарио Срну и Игора Дуляя.
– Каким из последних приобретений гордитесь?
– Рад, что команде подошел и нынче стал настоящим лидером Тайсон.
– Все эти легионеры знают, кто им проторил дорожку в «Шахтер»?
– Нет. Их дело по прибытии в клуб – постараться освоиться и заиграть, а какова предыстория трансфера, им неинтересно. Нам, селекционерам, не нужны какие-то признания, дифирамбы. Главное, чтобы наша работа приносила командный результат.
– Сейчас нереально привезти в «Шахтер» игроков калибра Срны, Виллиана, Фернандиньо или того же Тайсона?
– Это можно сделать, но пока что известные футболисты не хотят ехать в нестабильный чемпионат Украины. Всем остальным клуб способен их обеспечить, проблем не возникло бы.
– И все-таки с кем-то из первой команды общаетесь?
– С теми, с кем сражались плечом к плечу в 90-х – начале 2000-х годов – с Димой Шутковым, со Славой Шевчуком. Живем ведь сейчас, как и многие другие сотрудники ФК «Шахтер», в Киеве. Мне клуб снимает в столице квартиру.
– «Шахтер» второй год подряд уступил чемпионство, что только осложняет команде задачу пробиться в Лигу чемпионов. Не секрет ведь, что большинство легионеров едут сюда ради гарантированного участия в самом сильном клубном турнире планеты.
– Да, «Шахтер» проиграл, однако нужно все равно идти вперед и с высоко поднятой головой. Мы вот с вами много говорили о легионерах, но я считаю, что именно сейчас надо больше внимания обратить на детский футбол, на ту же детско-юношескую футбольную лигу, очистить ее от грязи. Вы знаете, что даже в ДЮФЛ арбитры умудряются засуживать команды? Такое отношение отбивает у детей желание заниматься футболом. Знаю все это не понаслышке, ведь в школе «Смена Оболонь» занимается мой сын, а я вместе с другими селекционерами «Шахтера» активно просматриваю матчи с участием юных игроков.
– Достаточно улучшить качество арбитража, и все нормализуется?
– Не только... Нужно как-то остановить процесс уничтожения чемпионатов Украины U-19 и U-21, чему в самой значительной степени способствуют такие клубы, как запорожский «Металлург», «Говерла» и «Металлист». Если потеряем организованный детский и юношеский футбол, будем отброшены в развитии лет на 20. Тогда нам и начало девяностых покажется цветочками.
– Спасать детский футбол, конечно, нужно, но сейчас и Премьер-лиге нездоровится. Сокращение элитного дивизиона до 12-ти команд – верный шаг?
– Думаю, да. Сейчас это позволит оздоровить наш футбол, усилит конкуренцию, повысит интерес к игре болельщиков и прессы. Чемпионат Украины, считаю, поднимется не скоро, но это обязательно произойдет.
– Может быть, стоит попробовать другой метод: влить в УПЛ свежую кровь – пять-шесть команд из первой лиги? Во втором по силе отечественном дивизионе ведь немало амбициозных и финансово стабильных клубов.
– Вы думаете, все лидеры первой лиги хотят в Премьер-лигу? Насколько мне известно, далеко не каждый клуб этого дивизиона горит желанием взвалить на себя бремя выступлений в элитном дивизионе. Поэтому лучше сформировать крепкий турнир из дюжины здоровых во всех отношениях коллективов, чем потом мучиться, уговаривая новичков не сниматься с дистанции посреди соревнований.
– Что движет вами в столь непростой для украинского футбола период?
– Успехи наших клубов на международной арене, ведь, несмотря ни на что, «Шахтер» дошел до полуфинала Лиги Европы и может пробиться в финал, «Динамо» пробилось в плей-офф Лиги чемпионов из группового этапа, а «Днепр» в прошлом сезоне навел шороху в той же ЛЕ. Поэтому будем работать и, конечно же, давать результат!
Газета «Команда»
27 квітня 2016 18:00