Не в России? Где пройдет ЧМ-2018
Россия может лишиться права проведения чемпионата мира по футболу 2018-го года в результате антидопингового скандала. В последнее время появилось сразу несколько признаков того, что турнир могут перенести в другую страну.
Внезапное заявление сделал бывший глава антидопингового агентства ВАДА, Ричард Паунд.
«Проведение соревнований, в том числе чемпионата мира по футболу 2018 года в России, будет консенсусом, достигнутым внутри ФИФА. Но, тем не менее, нельзя исключать, что некоторые страны просто могут отказаться от участия в чемпионате в России в случае этой антидопинговой истории, и это будет началом возможности лишения России права проведения. Но я далек от ФИФА, поэтому мне сложно говорить», – сказал он.
Слухи о переносе чемпионата мира по футболу из России в Катар появились еще в феврале 2016 года. Их даже пришлось комментировать руководству ФИФА. Там заявляли, что запасного варианта для проведения игр, кроме России нет.
Поводом для этих уточнений стало расследование о коррупции в Международной федерации футбола, которое власти Швейцарии проводят с 2015 года. И до сих пор не закончили. В итоге избранному президенту ФИФА Йозефу Блаттеру тогда пришлось уйти в отставку. Его и других спортивных функционеров обвиняли в получении взятки за распределение мест проведения чемпионатов мира восемнадцатого и двадцать второго годов в России и Катаре.
Обсуждение судьбы чемпионата началось и в России. В популярном Телеграм-канале под названием «НЕЗЫГАРЬ», у которого почти 15 тысяч подписчиков, приведены слова анонимного источника: «Уже поздней осенью этого года все будет кончено. В соответствии со статьей XVI своего Устава, совет ФИФА примет решение о временном приостановлении членства Российского футбольного союза в своих рядах «за серьезное нарушение обязательств». Россия потеряет право участвовать в любых турнирах под эгидой ФИФА. Равно как принимать такие турниры. До выяснения обстоятельств. И ЧМ-2018 тихо переместится в Лондон».
Именно Телеграм-каналы в последнее время стали в России главной площадкой для обсуждения внутренней политики. И сливов из кабинетов российской власти. «НЕЗЫГАРЬ» – один из самых осведомленных из них.
В то же время агентство УРА.РУ сообщает о сокращениях в государственной компании «Урал-2018», которая управляет центральным стадионом Екатеринбурга, возводимом как раз под чемпионат.
«Сегодня «Урал-2018», фактически, представляет из себя организацию-пустышку. В новогодние праздники в ГУП прошли сокращения и теперь основные полномочия «Урала-2018» сводятся к подготовке отчетов для организационного комитета и наладке светофоров», – уверяют источники агентства «Настоящее Время».
Сократили финансирование подготовки к чемпионату и в Татарстане.
Депутат Госдумы, олимпийская чемпионка Светлана Журова не считает, что чемпионат мира в России под угрозой: во-первых, ФИФА не успеет подготовиться к переносу турнира, во-вторых, сам Ричард Макларен неоднократно просил не привязывать чемпионат мира к антидопинговому расследованию.
«Эту волну и поймал тот, кто захотел изолировать Россию. Чемпионаты мира определяются же не сегодня, они определяются загодя. Как и Олимпиада. И за эти четыре года может произойти все, что угодно, в этой стране. Ну давайте проводить все в одной стране – в Америке или в Европе, в Англии. И все. Больше нигде не проводить. Но они же тоже не смогут с этим справиться. Это же безумные финансовые затраты.
Тем более, надо расширять географию видов спорта, популяризировать тот или иной вид спорта. Почему [спортивные] федерации заинтересованы давать [чемпионаты] и в Россию, и в Азию, и в Европу, и в Америку, и в Океанию, и на Аляску – куда угодно. Должно быть расширение спорта. Болельщики должны видеть живьем соревнования в разных странах, о чем сказал Макларен о чемпионатах мира по футболу: «какие вопросы, я не задавался целью, чтобы еще дополнительно расследовать скандал, касаемо проведения или непроведения ЧМ по футболу», – сказала Журова «Настоящему Времени».
Массово отменять соревнования в России начали зимой – после публикации второй части доклада Ричарда Макларена. Он представил его 8 декабря. А уже 9 декабря Федерация бобслея и скелетона перенесла чемпионат мира из Сочи.
О перспективах чемпионата мира по футболу 2018 Тимур Олевский поговорил с бывшим президентом оргкомитета зимних Олимпийских игр в Сочи Андреем Вульфом.
– Давайте по очереди комментировать новости и пытаться в них разобраться. Сегодняшнее заявление бывшего руководителя WADA о том, что если соберутся сборные и забойкотируют соревнования, то его и отменят. Как вы считаете, реально ли это?
– Я считаю, что вероятность этого существует, но в процентном отношении она не слишком велика, и связано главным образом это с тем, что как раз Международная футбольная федерация – это организация в самой большой степени независимая от каких бы то ни было крупных международных структур, включая МОК и WADA. Именно поэтому у нее своя свадьба, свои политические и экономические резоны, и принимать решения она будет с большой долей вероятности без оглядки на кого бы то ни было.
– Кстати, Андрей, напомните мне, я не помню ни одного допингового скандала с футболистами. По-моему, это такой вид спорта, в котором как-то вообще не принято даже всерьез об этом говорить. Нет, я ошибаюсь?
– Не совсем так. В принципе, конечно, основные виды спорта для допинга – это так называемые циклические виды, то есть это легкая атлетика, тяжелая атлетика и любые другие соревнования, прежде всего, на резкость и на выносливость. В футболе действительно это не имеет слишком большой степени распространения, но при этом большое количество случаев на слуху, вот не далее как в этом сезоне дисквалификацию получил футболист московского ЦСКА Роман Еременко за употребление кокаина. Или, например, на этом же кокаине неоднократно был пойман великий аргентинский футболист Диего Армандо Марадона, или легендарный спартаковец Титов в свое время получил год дисквалификации за бромантан. Поэтому в принципе это имеет место. И, кстати говоря, в пресловутом докладе Макларена одной из претензий и единственной прямой претензией, обращенной непосредственно лично к Виталию Мутко, было скрытие проб одного из футболистов, который принимал участие в каком-то из матчей еврокубка. Хотя на самом деле для меня совершенно неочевидна эффективность употребления каких-то веществ для футбольных подвигов.
– Искусство и шоу – причем тут допинг? Хочется, конечно, так думать, но если вернуться к словам бывшего главы WADA, если появится политическое решение ряда стран наказать Россию отменой чемпионата мира по футболу, то могут ли национальные сборные ряда стран, как с биатлоном они поступили, самостоятельно принять такое решение и поставить ФИФА перед фактом?
– Да, такая вероятность есть, она не очень велика, но тем не менее, когда я говорил о том, что существует определенный процент риска того, что все-таки какие-то действия по отъему чемпионата мира у России могут быть эффективными, как раз это связано с тем, о чем вы сказали. Нельзя исключать того, что национальные футбольные федерации будут выступать с определенными в этом направлении инициативами и, как показывает практика, иногда это получается очень эффективно.
– Например, это могут быть кто? Англия может быть?
– Англичане – да, английская федерация футбола как раз достаточно критично вообще относится, так сказать, не только к России, но и к ФИФА вообще.
– Следующий вопрос, который сегодня появился в связи с утечкой источников уже в самой Российской Федерации, что будто бы в самой ФИФА могут вынести решения в отношении Российского футбольного союза, наказать его и таким образом поставить крест на чемпионате, и это уже будет решение организации. Вы слышали когда-нибудь о такой возможности?
– Теоретически она, разумеется, есть, но на практике я в это не верю по целому ряду причин. Во-первых, в ФИФА отношение к Российскому футбольному союзу достаточно позитивное, во-вторых, ФИФА, сама организация, как бы это помягче сказать, находящаяся постоянно в последнее время под многочисленными обвинениями небеспочвенными – коррупционные скандалы, сменяющиеся руководители.
– Андрей, а, может быть, этим чиновникам захочется сдать Россию, даже получив, может быть, когда-нибудь от нее деньги, сдать, чтобы спасти свою репутацию? Или это невозможно, в этом мире так не делается?
– Возможно, конечно же, все. Видите, Трамп даже выиграл в Америке, хотя все говорили, что это невозможно. Но объективно, конечно, все говорит за то, что этого не должно произойти. Во-первых, действительно очень сложно в короткий срок перенести такого масштаба соревнования чисто технически, во-вторых, действительно все работы, связанные с постоянно приезжающими в Россию комиссиями ФИФА, они каждый раз дают определенные и публичные, и неформальные знаки о том, что: «все в порядке, ребята, готовьтесь, все будет».
– А рекламные контракты на чемпионат именно в России уже заключены?
– Конечно. Уже давно заключены, потому что обычно это делается на целый цикл или даже на два цикла вперед. И это касается, кстати говоря, не только спонсорских контрактов, но и, например, контрактов на телетрансляцию, что приносит ФИФА основные деньги. Это целая история, так сказать, реально это очень тяжелая экономически и технически процедура. Должно что-то произойти абсолютно форс-мажорное, чтобы это было. Плюс ко всему прочему надо иметь в виду, что, конечно, такие страны как Россия, у которых есть ресурс, но при этом которые могут решать вопрос в разных плоскостях – и формально, и неформально, конечно, абсолютная находка для Международной федерации футбола, и они предпочитают иметь дело именно с такими странами, и англичане для них, кстати, дико неудобные партнеры в этом.
– Да, они очень формально будут относиться к ФИФА, тем более, известно, как англичане относятся. Коротко прокомментируйте, пожалуйста: уже несколько раз я встречал в российской прессе, совсем недавно издание Ура.ру об этом написало, сообщение о том, что заметно сокращается финансирование инфраструктуры будущего чемпионата по каким-то причинам – то ли все построено, то ли просто можно сделать вывод, что в связи с предстоящими какими-то неприятными событиями, не хотят на это тратить деньги. Что вы про это знаете и что про это скажете?
– Я получал такую же информацию из открытых источников. Я считаю, что это абсолютно текущий рабочий процесс, связанный с тем, что, безусловно, те бюджеты, которые закладывались, они закладывались еще в момент совершенно других курсовых разниц и другого состояния экономики, и оптимизация, она всегда ближе к мероприятию происходит. При этом существуют какие-то статьи, которые, наоборот, вырастают. Связано это с тем, что изначально, может быть, что-то неправильно посчитали, где-то неэффективно расходуются средства. И я абсолютно исключаю то, что это происходит в связи с тем, что кто-то пытается подложить соломку, понимая, что есть опасность отъема чемпионата, зачем тратить деньги. Очевидно, что те деньги, которые вкладываются в инфраструктуру, это все-таки долгосрочные вложения, и объективно это наследие, которое должно остаться после чемпионата, и то, безусловно, позитивное и положительное, на что надеются те люди в регионах, где будет проходить чемпионат. Потому что чемпионат пройдет, а стадионы останутся.
Тимур ОЛЕВСКИЙ, «Настоящее Время»
16 січня 2017 13:30