Сьогодні 29 березня 2024 р.

Куда вложить свой миллиард?

Руслан АСЛАМОВ

В новогодние праздники любителей футбола держала в тонусе не только АПЛ. Новый проект представила Soccerex – компания, организующая футбольные выставки, форумы и другие площадки для общения самых влиятельных персон спорта №1. Свое детище англичане назвали Soccerex Football Finance 100, а представляет оно собой рейтинг клубов с учетом их активов, долгов и инвестиционных возможностей владельцев. Большинство СМИ заметили сие творение, но ограничились краткими новостями в стиле «Динамо» и «Шахтер» в списке самых богатых клубов мира». Мы же остановимся на этом месте поподробнее. Кто, почему, почем? Ведь речь идет о финансах футбольных клубов, а кому не интересно посчитать чужие деньги?

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ РЕЙТИНГОВ

Сразу отметим, что рейтинг рейтингу рознь, но в основном это вещи очень субъективные. Одно дело просто свести в одну таблицу клубы по размерам их доходов, как делает давно известная читателям ежика контора Deloitte. Все прозрачно, суммы взяты из открытых источников и легко проверяются, остается только присвистывать и радоваться за клубы, умудряющиеся заколачивать по 500 миллионов евро доходов за сезон. Так же понятен рейтинг коэффициентов УЕФА – его данные, немного напрягшись, может перепроверить каждый.

Совсем другая петрушка получается, когда при составлении рейтингов вводятся разные оценочные, «качественные» показатели. Яркий пример из футбола – рейтинг сборных ФИФА, щедро наполненный такими понятиями, как коэффициент важности матча или коэффициент силы соперника. Разобраться в системе подсчета такого рейтинга очень непросто, но еще сложнее понять, почему определенным корректирующим коэффициентам присвоены именно такие, а не другие значения. Универсальный ответ – авторы так видят! Не нравится наш рейтинг – придумайте свой!

И все же есть у рейтингов два полезных качества.

Во-первых, они позволяют сравнить несравнимое. Как понять, какая сборная лучше, Украины или Мадагаскара, если вероятность их встречи на футбольном поле стремится к нулю? В какую из стран, идущих в алфавитном порядке – UAE, Uganda, Ukraine, Uruguay, USA, Uzbekistan – вложить свой миллиард рядовому инвестору? Как оценить, чье законодательство/образование/наука круче? Вот и плодятся всякие рейтинги – от Doing Business до ранжира лучших бесплатных антивирусов, от мирового рейтинга счастья до шкалы лучших вузов мира.

Ну а второй привлекательный момент – это страсть большинства людей к определению лучшего: самого быстрого, умного, богатого. Уже завершил карьеру футболист, бравший последний «Золотой мяч» перед воцарением парочки КриРоЛео, но на блеск «Голден болла» все равно слетаются тучи журналистов и простых зевак. А как красиво звучит фраза «Наш клуб входит в Top-50 самых богатых клубов мира»! Так что, несмотря на свою субъективность, рейтинги пользуются вниманием публики, а значит, их количество будет расти. Доказательство – Soccerex Football Finance 100.

FFI – ЭТО ВАМ НЕ FFP

Причину появления своего рейтинга Soccerex обосновывает достаточно логично. Действительно, приход больших инвесторов за последние 15 лет изменил карту футбольного богатства до неузнаваемости. Кто (кроме главреда, конечно!) пристально следил за «Челси» до появления там Абрамовича в 2003-м? В какой по уровню лиге болтался бы сейчас «Хоффенхайм», если бы не Дитмар Хопп? Кого и за какие деньги купил бы на трансферном рынке ПСЖ без помощи катарских товарищей?

Будем откровенны, эти и другие стремительные взлеты клубов невозможны без больших вливаний владельцев. Модель «Арсенала», неспешно наращивающего доходы и действующего в рамках финансового фэйр-плей, не по нраву мировым богатеям, желающим тешить свое самолюбие и получать трофеи «здесь и сейчас». Измерить эти грани клубного хозяйства традиционными рейтингами (Money League от Deloitte или данные процедуры лицензирования УЕФА) не получится. И в этом смысле Soccerex Football Finance 100 можно считать неплохим инструментом.

Из двух крайностей (четкий количественный – нечеткий качественный) рейтинг Soccerex располагается ближе ко второй. Именно поэтому, изучая этот отчет, очень важно не просто первым прокричать о Топ-100 самых богатых клубов мира, а разобраться, как именно составлен этот список и какие критерии учитывались при оценке клубов.

Для измерения финансовой мощи (так! Имеется в виду потенциальная возможность, а не реальное богатство) клубов специалисты Soccerex придумали новый показатель – Футбольный Финансовый Индекс. Складывается он из пяти частей:

1.Игровые активы (стоимость принадлежащих клубу футболистов).

2. Основные средства (принадлежащие клубу стадионы, тренировочные базы и другая недвижимость).

3.Деньги на банковском счете.

4. Инвестиционный потенциал владельца.

5. Чистый долг.

Под названием «Инвестиционный потенциал владельца» кроется еще один индекс, придуманный Soccerex. Как можно догадаться из названия, он определяет потенциальный размер инвестиций, которые готов вложить в клуб собственник. Рассчитывается он не просто с учетом возможностей владельца тряхнуть мошной, но и с поправкой на ряд макро– и микроэкономических факторов, включая структуру собственности, ограничения национальной лиги и другие правила, такие как финансовый фэйр-плей.

Все пять частей ФФИ измеряются (или оцениваются) в миллионах евро и «взвешиваются» согласно своей значимости. Как взвешиваются? А этого Soccerex не поясняет. Ноу-хау! И то правильно, ведь если детально объяснить происхождение каждой суммы, то каждый сможет самостоятельно вычислить ФФИ. Нет уж, извольте верить джентльменам из Soccerex на слово, а в будущем, возможно, платить денежки за свежий обзор Football Finance 100.

После этого первые четыре показателя складываются, от них отнимается пятый, и ФФИ готов. Новый показатель рассчитан для 100 клубов, мы же дадим таблицу только для первых 50, тем более оба украинских гранда сюда попадают.

Что бросается в глаза по итогам знакомства с этим массивом данных? Лидеры по финансовому потенциалу – конечно же, клубы АПЛ, в первом десятке их 4, в первом полтиннике – 12. Все европейские гранды и завсегдатаи Deloitte Money League на месте, разве что турецкие клубы расположены непривычно низко («Бешикташ» – 97-й, «Фенербахче» – 99-й). Обильно представлена экзотика: в топ-50 видим 3 клуба из Китая, 9 (!) из МЛС, 3 из Мексики. В первой сотне трое соседей из РФПЛ: Зенит – 11-й, Спартак – 49-й, ЦСКА -100-й. Есть, как вы уже знаете из новостей, и наши: Шахтер – 22-й, Динамо – 41-е.

Самым богатым составом распоряжаются два испанских гранда, у «МанСити» третье место, у ПСЖ – скромное 9-е. «Шахтер» замыкает список из 33 клубов, чей состав оценивается в 100 и более млн евро. Все эти клубы, кстати, европейские. Клубы из других частей света не могут похвастаться 100-миллионными составами, их финансовый потенциал кроется в другом.

Крутейшая футбольная недвижимость у «Арсенала» («Эмирейтс»!), в топ-10 по этому показателю – три клуба из США. 13 из 15 неевропейских клубов, входящих в топ-50, обладают основными средствами, оцененными в 100 млн евро и выше. Вот вам и секрет успеха – грамотное развитие и использование инфраструктуры.

По объемам «нала» в лидерах «Арсенал» и «МЮ», больше 100 млн евро на своих счетах держат 6 клубов. 16 клубов из топ-50 имеют на счету 0, данные о банковских счетах семи клубов специалистам Soccerex получить не удалось (среди них – «Зенит», «Спартак», «Шахтер», «Динамо». Плохо искали, хе-хе!)

Заметно выступают клубы Украины и России в следующем показателе – инвестиционный потенциал владельца. Здесь в лидерах неизменный чемпион Китая последних лет «Гуанчжоу Эвергранд», ПСЖ и «МанСити», что неудивительно. А вот солидное 4-е место занимает Зенит, чьи собственники из «Газпрома», по оценкам авторов отчета, готовы вложить в клуб 508 млн евро. «Шахтер» в этой категории делит 18-19 места с «МЮ», за ними – «Спартак», «Динамо» – на 21-23 местах в компании «Сток Сити» и «Нью-Инглэнд Революшн».

Инвестиционный потенциал владельцев 8 клубов из топ-50 оценен как нулевой, и посмотрите, что это за клубы: «Реал», «Бавария», «Аякс», «Атлетик», «Боруссия» Д, «Барселона», «Шальке», «Спортинг»! Ларчик открывается просто: эти клубы или «народные» (неприбыльные организации, принадлежащие членам), или не имеющие явного владельца (как, например, «Боруссия» Д, представляющая собой акционерное общество, более 60% акций которого вращаются на бирже).

По размеру чистого долга в лидерах «Мю» – 536 млн евро. (Это Глейзеры продолжают потихоньку гасить кредит, который взяли на покупку клуба. – Ред.) У 18 клубов из топ-50 долги зашкаливают за 100 млн евро, 20 клубов (в том числе «Динамо») оценены как не имеющие задолженности, по двум клубам («Шахтер» и «Гуанчжоу Эвергранд») информация отсутствует.

Отдельно остановимся на наших грандах. 22-е место «Шахтера» безусловно очень почетно. Лестно выглядит оценка инвестиционного потенциала (133 млн евро) и стоимости состава (108 млн евро). Вопросы вызывает разве что оценка основных средств (180 млн евро). С одной стороны, «Донбасс Арена» и тренировочная база могут «потянуть» и дороже этой суммы. С другой. Да вы и сами понимаете, что с другой. Пожелаем же «горнякам» в недалеком будущем вернуться в свой родной город и воспользоваться своей инфраструктурой, превратив потенциал в реальность.

41-е место «Динамо» складывается из состава на 87 млн евро, инфраструктуры на 10 млн евро (по-видимому, оценивался стадион «Динамо» и база в Конча-Заспе) и инвестиционного потенциала на 123 млн евро. Конечно, хотелось бы детальнее разобраться в методике, по которой оценивались инвестиционные возможности владельцев, ведь нам «изнутри» потенциал «Шахтера» и «Динамо» на данный момент не кажется примерно равным, как это вывели авторы отчета. В любом случае, для «Динамо» попадание в топ-50, выше «Шальке», «Аякса», «Спартака», «Порту», «Лацио», «Севильи» и многих других грандов также очень престижно.

другие ффишки

Кроме новоизобретенного футбольно-финансового индекса в отчете Soccerex обращает на себя внимание структура собственности, приведенная для клубов топ-30. Неожиданные (по крайней мере, для широкой футбольной общественности, не вникающей в секреты футбольной экономики) миноритарные акционеры обнаружились у манчестерских грандов. 13% долей «МанСити» владеет совсем не арабский шейх, а China Media Capital -компания, специализирующаяся на венчурных инвестициях и прочих разных слияниях и поглощениях. Что ж, думается, вложение в без пяти минут чемпиона Англии – неплохой вариант для владельцев и клиентов CMC.

7,85% акций «МЮ» принадлежат структурам венгерского эмигранта Дьердя Шороша, более известного, как удачливый биржевой спекулянт и человек, разоривший Банк Англии, Джордж Сорос. В «Баварии» доли между владельцами распределены с немецкой точностью: члены клуба – 75%, остальные 25% – равными частями между Adidas, Audi и Allianz. У «Боруссии» Д схожая картина, все основные спонсоры клуба также имеют доли в его собственности: Evonik Industries AG – 14,78%, Signal Iduna -5,43%, Puma – 5%. Княжеский дом Гримальди владеет 33,3% клуба «Монако». 37,81% китайского топа «Гуанчжоу Эвергранд» принадлежит Alibaba Group, а значит, один из самых богатых людей мира Джек Ма также имеет интересы в футболе.

Напоследок, оценивая новый рейтинг от Soccerex, отметим, что при всем обилии неточных, оценочных, «качественных» характеристик он призван осветить интересный (Финансы! Владельцы! Инвестиции!) аспект футбольной экономики, который не могут даже приблизительно измерить и учесть другие имеющиеся рейтинги. Поэтому призываю авторов отчета продолжать свою работу, повышать точность своих оценок, найти, наконец, информацию о банковских счетах «Гуанчжоу», «Зенита», «Шахтера» и «Динамо» (и поделиться ею!). А читателей прошу не воспринимать этот рейтинг как «список самых богатых клубов мира». За информацией о толщине кошельков обращайтесь в Forbes, Deloitte или УЕФА. А Soccerex Football Finance 100 – это всего лишь модель оценки финансовой силы, финансового потенциала безотносительно того, как успешно он будет реализован на практике.

«Футбол»

15 січня 2018 17:42







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 764-го дня повномасштабної війни

 

28 березня 2024 20:47

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 763-го дня повномасштабної війни

 

27 березня 2024 18:50

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 762-го дня повномасштабної війни

 

26 березня 2024 19:55