Сьогодні 18 квітня 2024 р.

День рождения стадиона «Динамо»: бетон, стекло и сад

Виталий КОВАЛИНСКИЙ

Столичному динамовскому стадиону, продолжающему регулярно принимать матчи чемпионата страны, 12 июня исполнилось 87 лет!

Бассейн, ресторан, сцена для симфонического оркестра, балетные и оперные спектакли, ванны и роскошный сад. Таким киевляне 12 июня 1933 года увидели стадион «Динамо». А само общество «Динамо» основали в городе в 1927 году. Кстати, сначала думали назвать его «Сила» или «Чекист».

Старт всей «динамовской истории» был дан в начале 1923 г., когда по поручению председателя ГПУ Феликса Дзержинского несколько работников штаба войск Государственного политического управления занялись объединением спортивных кружков и секций своего ведомства в единую организационную структуру. Приступив к обсуждению названия, выбирали между «Силой», «Чекистом» и другими, но остановились на «Динамо» – «сила в движении».

undefined

Второй городской театр. 1913

Это название предложил начальник политотдела войск ГПУ Московского округа Недоля-Гончаренко. Уроженец Черкасской губернии, он в юные годы работал на московском заводе «Динамо», в ноябре 1917-го возглавил отряд Красной гвардии, в 1924 г. занялся литературной и журналистской деятельностью, с 1928-го писал по-украински, был членом Союза писателей.

Прошли годы, и 10-летний юбилей Всесоюзного общества «Динамо» совпал с открытием в Киеве грандиозного, как писала пресса, стадиона. Он был построен в нижней части Мариинского сада, имевшей довольно любопытную историю.

В мае 1863 г., когда сад еще носил название Царского, в нижней части, которая прилегала к Александровской (Грушевского) улице и выходила на Европейскую площадь, открылось развлекательное заведение Карла Христиани Chateau-des-Fleurs («Шато-де-Флер» – «Замок цветов»). Здесь почти ежедневно проходили публичные гулянья с концертами, музыкой и фейерверками, в летнем театре игрались спектакли, зимой в специальном просторном помещении, которое называлось «вокзалом», устраивались маскарады и другие массовые мероприятия.

Развлекательные программы, предлагаемые посетителям этого платного городского парка, были рассчитаны на нетребовательного зрителя, а потому деятельность «Шато-де-Флер» воспринималась по-разному. Например, «Иллюстрированный путеводитель по Киеву и его окрестностям» (1906 г.) отмечал: «Сад застроен двумя неуклюжими летними театрами, вокзалом с верандой и множеством кабинетов, электрической станцией, службами, беседками. Хотя сад и содержится в приличном виде, но, из-за скученности построек, напоминает собой какой-то дворик, окруженный деревьями. С содержателя сада город получает 10 тыс. руб. в год арендной платы. В одном из театров здесь ставится в течение летнего сезона русская оперетка, в другом чередуются фарс, легкая комедия и дивертисменты. Входная плата: по праздникам 40 коп., в будни – 30 и в субботу – 15 коп. До 7 часов вечера вход бесплатный. В саду есть также ресторан, по ценам, вполне доступный».

И еще такие комментарии: «Лет пятнадцать тому назад Царский сад был притоном босяков, проституток и вообще бездомного, полупреступного мира. Посещение его не только ночью, но и днем было опасно. Теперь, благодаря аллеям, садовым сторожам, приведению в порядок откосов, с учреждением специальных полицейских постов, «типы Царского сада» вытеснены подальше на обрывы, поближе к Цепному мосту (на его месте теперь мост Метро. – В.К.)».

961843692

  
Не жаловала «Шато-де-Флер» и послереволюционная пресса: «Не случайно старый купеческий Киев, город ярмарок и молебнов, панихид и карточной гульни, и на отдых и на «природу» смотрел со своей ограниченной собственнической колокольни. Сады на окраинах отгораживались высоким забором и, как своя «вещь», включались в семейный «гардероб» собственного достатка. Это купеческое «добро», эти садики охраняли собаки на цепи. Лишь кучерявая листва деревьев смотрела из-за заборов, словно из карантина. Это о живописных днепровских кручах говорили: «Воровская малина», «Кукушкина дача». И, естественно, привели эти разговоры к тому, что всех этих мест избегали и постепенно они действительно превратились на «малины» – места, где скрывались воры и хулиганы. Нечего и говорить о том, что и общественные сады записывали на купеческий лад: «Купеческий», «Царский», «Мариинский», «Владимирская горка». Вечерами «Купеческий сад» и парки заливали огни клубов и притонов – «Шато-де-Флер» и «Аполло» (театр-варьете по Меринговской, 8 (ул. Заньковецкой). – В.К.), эти огни перебрасывались на тот берег Днепра в пригородные рестораны, где разряжали свой «общественный» размах «отцы города».

В сентябре 1912 г. в «Замке цветов» (на современной площади перед стадионом «Динамо») был открыт построенный по проекту архитектора Николаева Второй городской театр. Фасадом он выходил в сторону ул. Александровской и находился у самого начала Петровской аллеи, с ее правой стороны. Но уже в январе 1920 г. театр со зрительным залом на 1100 мест и, как подчеркивала пресса, «с хорошим вестибюлем, гардеробом и обилием входов и выходов», сгорел.

Но революция, отмечала пролетарская пресса, «возвратила трудящимся зелень, речку, горы, склоны и рощи Киева». В 1931 г. по проекту инженера-архитектора П. Ржечицкого началось строительство стадиона «Динамо». И уже в апреле 1933-го газета «Пролетарська правда» писала: «Сколько сил своих положил на это дело начальник киевского ГПУ т. Романов, по сути, инициатор строительства. Какая роль в осуществлении данного плана, в доведении его до конца начальника оперотдела т. Санина. Какую несокрушимую энергию должен был иметь начальник строительства т. Козеницкий вместе со своим коллективом инженерно-технических работников и рабочих, чтобы суметь окончить строительство такого размаха за каких-то 16-17 месяцев. Эти люди боролись за создание стадиона «Динамо», который действительно отвечал бы Киеву – этому большому индустриальному центру».

undefined

Футбольное поле стадиона «Динамо» и раковина для оркестра на стадионе. 1933

Начавший выходить в 1933 г. журнал «Соціалістичний Київ» в своем первом номере отмечал: «Поблизости библиотеки ВКП(б) и Исторического музея (теперь это Национальная парламентская библиотека Украины и Национальный художественный музей Украины. – В.К.) создан новый костер пролетарской культуры, за два года упорной и активной работы создан городок пролетарской физкультуры – стадион для массовых игр и зрелищ. Пустыри и горы, прилегающие к Мариинскому парку, ожили. Здесь выросли новые здания из стекла и бетона; огромный полукруг площади и спуск к реке рационально и максимально использованы. Уже не только «парочки» будут заходить в парк, мощный водоем трибун стадиона вберет в себя 18 000 зрителей, выкупает их в бассейне здорового веселья, игр, молодого, мощного физкультурного соревнования.

Две линии работы стадиона – физкультурная и зрелищная – имеют соответствующее техническое оформление. 8000 зрителей смотрят на физкультурные выступления. 3000 зрителей наблюдают игры на теннисной, гандбольной и других площадках. Эстрадные театры на 1500 мест, две раковины для оркестров, киноплощадка. Вот основные пункты стадиона.

Зеленые дорожки ведут вверх к театру, ресторану, к уютным беседкам, к буфету, к светлым и чистым зданиям, похожим на санатории. Словно вьюн бежит лестница к Днепру к водной станции «Динамо». Центральный узел стадиона – трибуна и мощный амфитеатр для 20 000 зрителей, наблюдающих физкультурные соревнования. Здесь встретятся физкультурные команды Киева с командами других городов Союза и Европы.

Все строения на стадионе построены из огнестойкого материала – бетона и стекла. Наибольшее здание – 4-этажный ресторан. Новый эстрадный театр поражает легкостью своей конструкции, а подвижная сцена прекрасно технически оборудована. Симфонический оркестр из 60 человек, оркестр школы милиции, радио будут наполнять стадион своей музыкой. На эстраде будут оперные и балетные спектакли, а в парке – 8 раз в месяц – массовые гуляния и аттракционные игры.



В центре всей жизни стадиона – физкультурное соревнование. Амфитеатр, словно обруч, охватывает огромную территорию поля. Перед тем как выйти на старт, физкультурники проходят в специальной постройке проверочный контроль. Здесь индивидуальные шкафы для одежды, медицинские кабинеты, ванны, комнаты для душа и другое.

Технически богатое и разнообразное оформление сада, десятки его построек не отодвигают на второстепенный план сам сад – чудесное место для массового отдыха. От пролетарской общественности Киева зависит претворить новое грандиозное сооружение в настоящее завоевание культурной революции, в настоящую кузницу пролетарского здоровья и творческой бодрости, необходимую в период величайшего строительства, строительства социализма».

Но в полном объеме строительство спортивных сооружений завершилось в 1934—1936 гг. по проектам архитекторов В. А. Осьмака и В. И. Беспалого (главное спортивное ядро), И. Ю. Каракиса (здание ресторана), Н. Д. Манучаровой и В. И. Полищука (главный вход).
Изначально стадиону «Динамо» постановлением президиума Киевского горсовета от 27 мая 1933 г. было присвоено имя председателя ГПУ УССР, наркома внутренних дел УССР В. А. Балицкого. В мае 1937 г. нарком внутренних дел СССР Н. И. Ежов своим приказом, «для усиления чекистской работы на Дальнем Востоке», назначил комиссара госбезопасности 1 ранга Балицкого начальником Управления НКВД Дальневосточного края. После его убытия из Киева, а затем расстрела 27 ноября 1937 г. по обвинению в «антисоветской деятельности», Всеукраинский стадион «Динамо» получил имя Н. И. Ежова. Он носил его до 1939 г., когда 10 апреля Ежов был арестован по обвинению в государственном перевороте и 4 февраля 1940 г. расстрелян.

В 1967 г. на месте теннисных кортов, перенесенных с территории стадиона на другую сторону Петровской аллеи, был построен открытый плавательный бассейн с трибунами на 2000 мест, но через 30 лет его место заняла автостоянка. В 2009 и 2010 годах здесь проходили матчи группового турнира Лиги чемпионов УЕФА, а в 2018-м «Динамо» принял финал женской Лиги чемпионов.

undefined

  
Со стадионом «Динамо» были связаны многие годы жизни легендарного футболиста и тренера, Героя Украины (посмертно) Валерия Васильевича Лобановского (1939—2002). С мая 2002 г. стадион носит его имя, а 11 мая 2003 г. здесь был открыт памятник великому тренеру работы скульптора В. Филатова и архитектора В. Клименко.

13 червня 2020 09:43







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 784-го дня повномасштабної війни

 

17 квітня 2024 22:34

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 783-го дня повномасштабної війни

 

16 квітня 2024 20:30

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 780-го дня повномасштабної війни

 

13 квітня 2024 21:10