Сьогодні 20 квітня 2024 р.

Дегтерев: «Никогда не жалел, что остался в Донецке»

Вячеслав и Виктор ШАРАФУДИНОВЫ для «Футбольного клуба» (Донецк)

Продолжение интервью со знаменитым вратарем, проведшим всю свою карьеру в донецком «Шахтере», выступая за первую команду с 1967 по 1983 годы. 

Первая часть интервью с Юрием Дегтеревым

– В памяти наверняка остались воспоминания о пребывании дуэта Лобановский – Базилевич в «Шахтере»?
– Конечно. На тренировках они постоянно разыгрывали свою коронную двухходовку, обмениваясь шутками. Как правило, они делали по тридцать навесов слева и справа.  Подводя итоги, Базилевич говорил мол, я столько-то забил. А Лобановский его тут же поправлял: «Ты не забил. Ты только голову подставил!».

– А как им жилось у нас?
– Намучались они с Юрой Губичем. Они жили с ним в одной комнате, а тот постоянно курил, причем не только днем, но и ночью. Но как они его не уговаривали – не действовало.
Часто играли на бильярде, и вокруг стола собиралась вся команда. Причем, не для того, чтобы посмотреть игру, а, скорее, чтобы послушать их диалог во время игры. Это было что-то! Тарапунька и Штепсель отдыхали.

– Они могли себе позволить алкоголь?
– Только немного сухого вина. Оба были настоящими профессионалами, и хотя их карьера была на сходе, они не позволяли себе лишнего.

– Анатолий Коньков был лидером и капитаном «Шахтера», а потом ушел в «Динамо». Как это восприняли?
– Нормально и без обид. Его хорошо заинтересовали финансово. Да еще Лобановский обещал место в сборной. Мне тоже, кстати, Валерий Васильевич говорил: «Хочешь играть за сборную, давай к нам». Звягинцев тоже побывал в Киеве, но потом быстро вернулся. Не сложилось. Странно конечно тогда было со сборной. Что Бесков, что Лобановский, что Малофеев «тащили» туда своих. На мой взгляд, такой подход очень часто не шел на пользу. А вот при Симоняне было лучше.

– Вас, кстати, он приглашал в сборную?
– Да. Он был очень лояльным и умным тренером. Ему было нелегко, ведь подсказчиков хватало. Никита Павлович и сейчас рулит российским футболом. Дай Бог ему здоровья. 

– Юрий Витальевич, 1975 год был особенным в истории «Шахтера», ведь вы впервые выиграли «серебро».
– Секрет был в том, что Сальков не стал ничего не стал ломать из наработанного Базилевичем. Он просто совершенствовал то, что уже было создано. «Бабуся» помню, говорил ему: «Максимыч, мы Петровича сделали заслуженным и тебя сделаем!».

undefined

– Помнится, он такое же говорил и Носову, когда тот пришел на смену Салькову.
– Он всем говорил. И все сбывалось. Тогда мы действительно здорово играли, пропустили вперед только Киев. Но Лобановский с Базилевичем тогда создали очень сильную команду, которая выиграла и Кубок кубков и Суперкубок Европы.

- А помните, как Старухин в день своего 30-летия забил единственный гол в домашнем матче против «Динамо»?
– Ему «Лобан» перед игрой сказал: «Виталий, с днем рождения, но ты сегодня не забьешь». Но «Бабуся» все равно сделал свое дело.

– Виталий Владимирович однажды играл под руководством Лобановского –в сборной Украины на Спартакиаде народов СССР. Как они уживались?
– «Бабуся» хотя и не был образованным человеком, но был интеллектуально силен и не только в футбольных делах. Он мог с Лобановским говорить на равных, и «Лобан» это ценил. Ну а по части юмора Старухину не было равных. Помню, Валерий Васильевич спросил его: «Витя, а ты знаешь, как мы играем?». А тот отвечает: «Конечно – все вперед и все назад».
Рванул сразу от ворот до ворот, затем еще раз. А потом ушел с поля, подошел к Лобановскому и сказал: «Я больше бегать не буду», добавив при этом пару нецензурных слов. А Валерий Васильевич, покачав головой, ответил: «Эх, ты! Футболист каменного века…»

– Говорят там, в Конче-Заспе «Бабуся» жил в одной комнате с Александром Анатольевичем Заваровым, который по молодости тоже чудил?
– Старухин подходит ко мне и спрашивает: «А где этот маленький? Шустрый он пацан!». Виталик его даже по фамилии не знал. Что-то он у него без спроса взял. А потом они как-то спелись, нашли общий язык. Надо отдать должное Лобановскому, он из Заварова сделал классного футболиста. Помню, его сватали к нам, но Носов не захотел…

– А как Лобановский относился к нарушениям режима?
– Очень просто – заставлял на следующий день бегать до посинения, чтоб потом не повадно было.

– А где было больше хулиганов – в «Шахтере» или «Динамо»?
– По-моему они нам не уступали в этом плане. Молодые были, здоровые, знаменитые…

– В 1979 году вы едва не стали чемпионами Советского Союза. Играли просто здорово, хотя после ухода тренера Салькова, молодых и талантливых игроков Резника и Латыша, многие уже хоронили вашу команду. Даже Сальков в интервью сказал, мол, ресурс «Шахтера» на исходе…
– Коллектив у нас был сплоченный и сильный духом. Игра пошла сразу с первого матча с «Зенитом». Нас поначалу не воспринимали серьезно, но мы продолжали оставаться в лидерах. Ну и переполненный стадион «Локомотив» нас вдохновлял. А «Бабуся» что творил – 26 наколотил!

– Сами иногда делали подарки конкурентам. Помните ничью дома с «Черноморцем», когда вас удалили с поля?
– Да двинул я тогда Шевченко. Он коршуном налетел на меня и зацепил, ну, а у меня нервы сдали. А у нас следующая игра была в Киеве, и «Динамо» шло за нами. Витя Чанов уехал играть за молодежную сборную, а меня должны были дисквалифицировать. Все – вратарей нет. Поехали, мы с Носовым в Москву на СТК (спортивно-техническая комиссия). По совету Старухина, который туда ездил регулярно, я «поплакался» и меня простили. А когда выходил в Киеве на поле, Лобановский рот открыл от удивления и говорит помощникам: «Впервые вижу такое. Его удалили, а он играет!». Но мы тогда все равно проиграли 0:2… А с «Черноморцем» играя вдесятером, пропустили, а потом «Старый» еще пенальти не забил. Короче, 1:1.

– С Виталием Шевченко потом помирились?
– Да – где-то через пару лет. Такая же история у меня была и с Прокопенко. Я тогда только залечил колено, а он в борьбе зацепил его. У меня в голове от боли потемнело. Ну и я не выдержал… А судья, кстати, моего хулиганства не заметил.

– Виктор Евгеньевич простил вас?
– Мне кажется, что до конца так и не простил. Хотя мы этот инцидент не вспоминали никогда.

– Какая из еврокубковых встреч запомнилась больше всех?
– В Турине против «Ювентуса». За моими воротами, в первом тайме было табло. Еще не закончился первый тайм, а там уже горело 0:3. Во второй половине мы правда собрались и больше не пропустили. То, что у нас после завершения чемпионата Союза, не было игровой практики, конечно, не могло не сказаться на нашей подготовке. К тому же в Турин не приехал наш лучший центральный защитник Горбунов, а  Дудинский, Старухин и Роговский были далеко не в лучшей форме после травм.
У «Ювентуса» же, который тренировал Джованни Трапаттони, большинство игроков выступали за сборную Италии: Дзофф, Джентиле, Ширеа, Тарделли и другие. Еще и со вторым голом получилось не очень красиво. Югославский судья Максимович дал команду, чтобы штрафной без свистка не били. Я спокойно ставлю стенку, а итальянцы взяли и ударили без всякой команды арбитра. Я и опомниться не успел, а Максимович уже на центр поля показывает.
Помню, подходит ко мне Володя Пьяных и говорит: «Руки в лицо суют, щипаются, толкаются, за футболку держат – ничего сделать не могу». А я ему: «Да, откуси ты им пальцы в следующий раз к чертовой матери». Откусить, то он, конечно, не откусил, но итальянцев припугнул, и больше грязных приемов они не применяли. Во втором тайме мы пришли в себя, сыграли лучше, но забить не получилось. Но дома, мы их все-таки попугали, и могли выиграть гораздо крупнее, чем 1:0 (Валера Шевлюк, кстати, забил). Не хватило везения и опыта таких игр. «Ювентус» же в том сезоне выиграл и чемпионат, и Кубок УЕФА. 
Запомнились еще игры против «Монако» – французов в 1979-м мы должны были проходить.

– Какой матч считаете лучшим в своей карьере?
– Полуфинал Кубка СССР 1980 года против «Спартака» в «Лужниках».
Тогда Старухин был дисквалифицирован, и от нас никто ничего не ждал. Но на 30-й минуте счет открыл Михаил Соколовский. Наверное, в тот момент это не восприняли всерьез, ведь у спартаковцев еще был целый час для того, чтобы не только отыграться, но и выиграть. Однако время идет, «Спартак» не забивает, а мы ведем. Прессовали они нас очень мощно, но я отбивал все, что можно, и все, что нельзя. И повезло, конечно, в некоторых моментах.
Помню, после матча услышал диалог Старостина с Бесковым. «Ты это видел?». Пауза. «Видел». Снова пауза. «И я видел… Но ничего не понял».
Вот так мы финал в полуфинале сыграли. Еще нужно было выиграть у тбилисского «Динамо», но, победив в Москве «Спартак», мы уже просто не имели никакого права упускать кубок.

– Что заставило завершить карьеру? Травмы или возраст?
– Нет. Дело в том, что я тогда закончил Академию МВД, и решил начинать новую жизнь (примечание авторов – последний матч Юрий Дегтерев сыграл 23 октября 1983 года в Одессе против «Черноморца», выйдя на замену на 63-й минуте вместо Валентина Елинскаса).

– А кто надоумил вас, туда поступить и когда это случилось?
– Это был 78-й год. У меня в подъезде жил высокий милицейский чин, с которым мы дружили. Вот с его подачи я и поступил в Академию, которая была в Киеве. Уже нужно было думать о будущем вне футбола. Таким был мой выбор, и я не жалею.

– Знаете, Старухин в своем стиле говорил: «Ребята, у нас в команде мент!». Почему-то Виталий Владимирович не очень любил милиционеров…
– Хотел бы добрым словом вспомнить своих друзей-товарищей, которых уже нет. Увы, этот список растет и растет.

– Скажите, а какая была первая должность в милиции?
– Оперуполномоченный ОБХСС, старший лейтенант. А всего я прослужил двадцать один с половиной год.

– Имеете полноценную милицейскую пенсию?
– Нет. Чтобы иметь полную, нужно было отработать 25 лет.

undefined

– А вы еще имели опыт работы тренером в родной команде. Кто позвал?
– Брагин. Мне кажется, что в этом деле я не реализовал себя полностью.

– Не могу не спросить легендарного вратаря «Шахтера» о нынешних ваших коллегах?
– Андрея Пятова и Антона Каниболоцкого хорошо знаю, внимательно за ними наблюдаю. Вот молодого Богдана Сарнавского в деле не видел, а потому ничего не скажу. А Андрей и Антон хорошие вратари.

– Скажите, в последнее время Мирча Луческу стал применять ротацию вратарей. Почему, на ваш взгляд?
– Думаю, он стал меньше доверять Андрею. Многие тренеры, в том числе и Лобановский пытались чередовать вратарей, но вскоре отказывались от такой практики. Думаю, что в команде должен быть основной вратарь и хороший второй. Возьмите пример из хоккея. Помните, сколько лет подряд Третьяк был неизменно первым номером?

– Сейчас самое больное место у вратарей – игра на выходах. Смотришь, в рамке играет прекрасно, а на выходах много ошибок. Что с этим можно делать?
– Этот недостаток вполне можно исправить на тренировках. Даже если где-то недоучили в детской школе, это вполне поправимо. Нужно просто очень много работать в на тренировках.

– А вы на кого равнялись во вратарском искусстве?
– Я внимательно следил за Яшиным. Изучал его манеру, но не подражал и не пытался копировать.

– У нас в советское время было большое количество классных вратарей. А сейчас у нас играют вратари из Чехии, Хорватии, Сербии и т.д. Почему?
– Нарушилась преемственность в подготовке. Я учился у Коротких и Говорова, потом у меня учились братья Чановы… А сейчас чаще всего речь идет о случайном выборе – предложат селекционеры и берут! Купить легче, чем подготовить у себя в школе или академии.

– Как вы относитесь к матчам ветеранов?
– Вполне полезное дело. Продлевает футбольную молодость. Я тоже немного поучаствовал в этом. Хорошая пропаганда футбола, когда «старички» ездят по городам и весям. У нас сейчас этим занимается Валера Шевлюк.

– Вы сказали о вратарях «Шахтера». А в других наших командах кто вам нравится?
– Мне нравится Дима Безотосный из Одессы. Он воспитанник запорожской школы, которая всегда готовила хороших вратарей. Сейчас в «Черноморце» он здорово прибавил. Денис Бойко в «Днепре» хорош. Не разглядели его видно в Киеве.

– Час назад вы общались здесь на бульваре Пушкина с Рустамом Худжамовым. Он тоже начинал в «Динамо», кстати. Как он?
– Нормальный вратарь. Вот и в сборную приглашают. И парень он замечательный. В «Металлурге» донецком есть хороший вратарь Александр Бандура, хотя его, правда, «придушил» немного Максимов. Нельзя так было резко отправлять в запас, ведь можно сломать человека и потерять перспективного вратаря. Мне кажется, что он посильнее Панькива.

– А в мировом масштабе кто вам симпатичен?
– Икер Касильяс.

– У него сложная ситуация сейчас. Что ему делать?
– В такой ситуации на его месте я подумал бы о завершении в карьере. Ведь играть где-то еще, кроме «Реала», будет шагом назад, да и сможет ли он найти в себе мотивацию? Хотя, конечно же, желаю ему вновь стать безоговорочным первым номером в родном клубе.

– Насколько важен подсказ защитникам во время игры?
– Эта серьезная составляющая в работе вратаря. Без этого нельзя. Полевые игроки должны всегда тебя слышать. 

– Насколько важна игра ногами?
– Этот компонент нужно постоянно тренировать. Вратарь это не только руки, но и ноги. Дима Шутков с удовольствием, помню, любил погонять мяч.

– Вы следите за работой в Премьер-лиге прекрасно вам знакомых Александра Севидова и Геннадия Орбу.
– Рад за них, и желаю им удачи. Как же время летит, ведь вчера еще были пацанами.

– Юрий Витальевич, мы о многом поговорили. А вот о тыле вашем не очень. Только жену Татьяну вспомнили.
– Она у меня главный по тылу. Мой заботливый домашний доктор. Сын Юрий уже взрослый. Пробовал себя в футболе, но не получилось. У него уже взрослый сын Виталий и дочка Алина – мои внуки.

– Внук не пытался заняться футболом?
– Нет. Родители невестки были против. Он довольно серьезно занимался плаванием, выполнил даже норму кандидата в мастера. Сейчас учится в университете.

– С внуками часто общаетесь?
– Да. Вот только что был звонок.

– Наш общий знакомый Евгений Канана просил спросить у вас о таинственной собаке Вьюге из Мариуполя. Что это за история была?
– Мы получили зарплату, и пошли тренироваться на базе. Приходим, а кошельки наши исчезли. Сначала подумали, что кто-то прикалывается. А оказалось то все серьезно. Был у нас такой защитник Валик Жуков. Это он «подсуетился», нехороший человек.
У меня так просто руки чесались от злости, но Николай Васильевич Каледин, наш тогдашний куратор, не позволил рукоприкладства. Стоит значит этот ворюга, трусится весь. А Каледин мне говорит, что мол, делать с ним. Я сказал: «Убить его мало!». Николай Васильевич в ответ: «Да в таких случаях, нужно ломать ребра и колени, и гнать к чертям». Видели бы лицо Жукова во время этого диалога.
Вообще-то мы его поймали не сразу – один раз все сошло с рук. Пришлось провести настоящую операцию. Деньги пометили, вот тут собачка его и вычислила. Деньги он все вернул, но его, естественно отчислили, и куда он делся, я даже не знаю. Такие люди мне не интересны…

– А вы не подозревали его?
– Нет. Потом уже узнали, что он подворовывал, когда еще за юношей играл в Киеве.

– Тот же Канана рассказывал об охоте на Кирша. Говорит, что вы едва с Вячеславом Чановым кого-то из игроков чуть не подстрелили. Правда?
– Да нет, придумал Жека. Охотились мы на зайцев, а ребята просто бежали кросс и слышали выстрелы. Своим движением они помогали нам, поскольку зайцы бежали от них в нашу сторону. Невольные такие были загонщики.

– А сейчас ходите на охоту?
– Не очень часто, но хожу. Не столько пострелять хочется, сколько побродить, подышать воздухом, мяса поесть на природе, с друзьями пообщаться. Отличный отдых.

– Не могу не спросить у вас, о вашем коллеге, против которого доводилось часто играть – Михаиле Ивановиче Фоменко. Сможет ли наша сборная под его руководством завоевать путевку на чемпионат мира?
– Хочется в это верить. Буду болеть за наших. Думаю то, что на игре все-таки будут болельщики пойдет на пользу украинским ребятам. В Харькове умеют болеть.

– Мало кто верил в Фоменко. Помните, какие были пессимистические прогнозы, когда его назначили?
– Я сразу сказал, как и Витя Звягинцев, который с ним играл в одной команде, что он хороший тренер, и он справится. Хотя ситуация была непростая. Но он умеет создавать коллектив, умеет объединить футболистов. Я желаю удачи и Михаилу Ивановичу и его подопечным.

– Юрий Витальевич, вы много лет знакомы с Димой Шутковым, который ходил у вас в подопечных, а теперь сам работает с вратарями «Шахтера». Сейчас часто общаетесь?
– Конечно. Звонит, спрашивает совета. Дима – отличный парень. Я старался передать ему свой опыт, и он как губка все это впитывал. Он всегда отличался трудолюбием.

– Ситуация сейчас в «Шахтере» непростая, после ухода Фернандиньо, Виллиана и Мхитаряна…
– Думаю, что совсем скоро все станет на свои места. Нужно время, чтобы новые игроки (а они очень талантливые) пообтерлись в новых условиях. Давайте немного потерпим.

undefined

– Вы довольны своей карьерой?
– В принципе, да. Могу только посетовать на травмы колена. Мениск меня достал, три операции сделали. Из-за этого я не поехал, например, на чемпионат мира. Медицина была тогда на совсем другом уровне. Меня лечила наш лучший на тот момент доктор Зоя Миронова – что могла, то делала. Не перечесть, сколько ребят заканчивали раньше времени: Ананченко, Сальков, Дудинский…
Кстати, в Киеве был хороший хирург профессор Петр Васильевич Дешун, у которого я тоже был пациентом. Я очень ему благодарен. У него, кстати, даже немцы стажировались.

– Не жалеете, что так и не уехали ни в Москву, ни в Киев? Могло бы быть больше титулов и матчей за сборную.
– Нет. Донецк мой город, а «Шахтер» моя команда.

– Вы с президентом клуба Ринатом Ахметовым общаетесь?
– Не часто, но бывает. Я очень ценю то, что он сделал и делает для родного для нас «Шахтера». Одна «Донбасс-Арена» чего стоит. 

– Юрий Витальевич, поздравляем с 65-летием и желаем всего самого-самого, а главное здоровья!

Фото Валерия Дудуша

9 жовтня 2013 11:48







Матеріали на тему

Юрий Дегтерев: «К Девичу приставил бы… цепную собаку»
15 вересня 2013 08:55


Дегтерев: «Луческу ищет лучшие варианты»
24 березня 2013 14:14


Дегтерев: «Черноморец» может удивить не только «Шахтер»
13 березня 2013 13:04


Дегтерев: «Забивать Вайденфеллеру можно и нужно»
5 березня 2013 10:28




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 786-го дня повномасштабної війни

 

19 квітня 2024 23:27

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 785-го дня повномасштабної війни

 

18 квітня 2024 21:12

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 784-го дня повномасштабної війни

 

17 квітня 2024 22:34