Сьогодні 29 березня 2024 р.

Грант: «Прессинг Лобановского был потрясающим»

Игорь РАБИНЕР

Главный тренер сборной Ганы, занявшей второе место в Кубке Африки-2015, рассказал о делах футбольных и не только.

Вот как бывает: сидишь в холле питерского отеля на Невском, «пасешь» разных Ходжсонов и Дешамов (в иных случаях успешно, в других – не очень), и тут вдруг тебе навстречу идет близкий человек, с которым в твоей жизни связано одно из сильнейших журналистских впечатлений в жизни.

В мае 2009 года в интервью «СЭ» тренер – финалист предыдущей Лиги чемпионов (напомню, что «Челси» Гранта проиграл «МЮ» в серии пенальти) рассказал, что его дедушка и бабушка похоронены в Республике Коми и мечта жизни – найти их могилы. Руководство Коми, прочитав интервью, взялось помочь израильскому специалисту, подняло все возможные архивы и отправило поисковые группы. В результате в сентябре того же года мы с Грантом отправились в Сыктывкар, а оттуда на вертолете – в бывший поселок Рабог, где уже 30 лет никто не живет, но кладбище, где похоронены предки тренера, сохранилось. И он сыпал туда специально привезенный из Иерусалима песок, и брал горсть земли, чтобы отвезти ее домой...

С тех пор мы виделись не раз, но нынешняя встреча стала сюрпризом: заранее о ней мы не договаривались. Грант приехал в Санкт-Петербург как главный тренер сборной Ганы, серебряного призера недавнего Кубка Африки – и вновь, как и семь лет назад, финал был проигран в серии 11-метровых! Впрочем, после хаоса и скандалов на ЧМ-2014, заключая контракт с Грантом, ни о каком финале в африканской стране и не грезили, а потому после турнира быстренько перезаключили соглашение до 2017 года.

– Какой футбол вам больше по душе?
– Верю в атакующий футбол, но при этом сбалансированный. Нестись вперед с шашками наголо сегодня нереально. Если искать одно слово, которое отразит суть успеха в современном футболе, это – «баланс».

Кстати, Валерий Лобановский осознал это еще много лет назад, опередив время. Его прессинг – это было что-то потрясающее. А мне посчастливилось узнать всю его творческую кухню из первых рук. Когда хочешь пообщаться с человеком и набраться впечатлений и знаний, порой приходится идти на хитрости. Однажды в конце 80-х произошла замечательная история, которую теперь уже настало время рассказать. Каждый год в Израиль на сборы приезжало киевское «Динамо» Лобановского. Я, молодой тренер, ходил на тренировки, записывал – занятия-то у него были суперсовременными по самым высоким мировым меркам!

Лобановский это заметил и через нашего общего приятеля передал, что разрешает мне провести целую тренировку рядом с ним. Это было очень редкое для него событие, но оно мне ничего не дало, поскольку по-английски мэтр не говорил, да и в самом занятии задействован не был – сидел на скамейке и наблюдал. Но хотелось-то поговорить и понять!

Общий знакомый обещал устроить и совместный ужин. Но у Лобановского оказалось одно обязательное условие: я должен был с ним выпивать. Но как, если я тогда вообще не употреблял спиртного?! И все-таки выход был найден. Сам Лобановский пил коньяк, а я перед ужином подошел к официанту и попросил, чтобы в пустую бутылку из-под водки он налил мне простой воды и принес ее мне будто полную. Валерию Васильевичу же сказал, что коньяк не пью, а вот водочку – с удовольствием.

Посидели великолепно. Лобановский был раскован, рассказал массу интереснейших и ценнейших для меня как тренера вещей. Он убрал за вечер, по-моему, целую бутылку коньяка, а я – две «водки». А в конце мэтр сказал: «Мне очень интересно было с тобой поговорить, но одним ты меня просто поразил – ты пьешь больше меня!»

Но еще больше поражался общий знакомый, который никогда не видел меня пьющим. Пришлось сказать ему: «Я пью много водки, просто, будучи известным в Израиле человеком, не хочу это афишировать». И лишь недавно я рассказал ему правду...

– В сборной Ганы на Кубке Африки-2015 вас поджидало то же безумное невезение, что и в «Челси»: ведя в финальной серии пенальти против Кот-д’Ивуара – 2:0 после двух ударов, «Черные звезды» ухитрились проиграть. Не было мыслей: ну почему я такой невезучий?!
– В моих жизни было три таких случая. Первый – в финале Лиги чемпионов, где по игре мы превосходили «МЮ», но Джон Терри, с которым мы по сей день тепло общаемся, поскользнулся в момент пятого пенальти, и теперь повсюду меня преследует вопрос: «Если бы он забил, это изменило бы вашу жизнь?»

Второй – финал Кубка Англии 2010 года, где мы с «Портсмутом» играли против «Челси». Команда была в жутком финансовом кризисе, у нее не было владельцев, невозможно было понять, кто выйдет на поле в следующую субботу. Но на 60-й минуте при счете 0:0 мы били пенальти – и Кевин-Принс Боатенг не забил, а потом пропустили. Три дня назад мы обедали с Дидье Дрогба, и он сказал: «Если бы мы тогда пропустили, то проиграли бы, потому что после перерыва были «мертвыми». Но не забитый соперником пенальти влил в нас новые силы».

И вот третий. Когда я приехал в Гану, никто от нее не ожидал выхода в финал. Во-первых, из-за шлейфа скандалов в Бразилии, который нужно было преодолеть, а во-вторых, поскольку в моей ганской команде, в отличие от всех предыдущих, не было ни одной звезды, тогда как раньше их было не менее трех-четырех. А в итоге мы очень хорошо играли, прошли соперников уровня Алжира и в финале выглядели лучше ивуарийцев. Но снова поражение по пенальти!

Одного из моих бывших игроков как-то спросили в интервью: «Вы считаете себя везучим или невезучим?» Он ответил: «И то, и другое». Вот и я так же (смеется).

– Вы не взяли в команду ряд звезд уровня Эссьена и Мунтари. Чувствовали сопротивление своим решениям?
– Любое непопулярное решение тренера подвергается общественному обсуждению. И ты должен быть готов к жесткой критике и к тому, что люди будут против тебя. Вы не представляете, что творилось в Израиле, когда я не взял в сборную главную звезду – Эяла Берковича. А в итоге в том отборочном цикле мы не проиграли ни одного матча, выступая в одной группе с Францией и Швейцарией.

И это не только о футболе, это о жизни. Не собираюсь сравнивать себя с великими людьми, но однажды читал лекцию в Колумбийском университете и привел три примера. Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Анвар Садат – людям поначалу крайне не нравилось то, что они делали! Но они смотрели вперед, у них было видение, которого не было ни у кого другого.

Знаете ли вы, что, когда Кинг начинал свою деятельность, 85% темнокожего населения Америки было против него? Они говорили: «Ты разозлишь белых людей, и они всех уничтожат!» Против Ганди, предлагавшего бескровную революцию, и вовсе было 95%. А как осуждали дома президента Египта Садата, который на фоне многолетней войны с Израилем вознамерился поехать и выступить в израильском кнессете! В итоге вместо войны, которая, казалось, не кончится никогда, мы получили 30 лет, за которые во взаимоотношениях между двумя странами не было пролито ни одной капли крови.

Иногда ты видишь, что действительно нужно команде, а не хочешь делать то, что от тебя требует владелец или президент. Ты должен смотреть на шаг вперед. Вы, журналисты, пишете о том, что происходит здесь и сейчас, и никаких претензий тут к вам быть не может, потому что такова ваша работа. А у тренера иная задача.

Та же Гана – страна футбола. Огромный потенциал, и надо смотреть не только в сегодняшний, но и в завтрашний день. Поэтому некоторым игрокам за 30 пришлось сказать «нет». Один из них – Майкл Эссьен, которого считаю одним из топ-игроков и людей, каких я только встречал. Но это жизнь. И сегодня тренеров, которые так поступают, мало – в частности, из-за давления со стороны прессы.

– Лично Эссьену причины своего решения объяснили?
– Конечно. И Мунтари, и остальным. Потому что они заслужили уважение к себе, сделав много для своей страны. Содержание этих бесед останется между нами, но я не имел права этого не сделать и просто поставить их перед фактом. Причем специально для этого летал в тот же Милан.

– Политики не оказывали на вас давления, чтобы вы не обижали народных кумиров?
– Нет. Мало кто в это поверит, но ни разу никто на меня не давил. Как было: «Ты тренер, тебе решать», так и осталось. Поддержка со стороны президента федерации была с первого дня, в том числе и после поражения в первом матче Кубка Африки. А теперь все еще легче, поскольку мы хорошо выступили.

При этом восстановить дух команды после того, что происходило на ЧМ-2014, было очень сложно. Когда я пришел, страна еще не отошла от этих скандалов. То есть мы начинали не с плюса, даже не с нуля, а с серьезного минуса. До того, как заниматься собственно футболом, пришлось иметь дело со всей этой накипью прошлого.

Но я сказал игрокам: «Если у нас будет результат, все тут же забудут, что происходило раньше». Что и случилось. Некоторых футболистов, кого я выбрал, вообще никто не знал. А теперь один из них перешел в мадридский «Атлетико», еще один вот-вот уедет в Англию и так далее.

– Жеребьевка отборочного турнира ЧМ-2108 получилась для вас удачной?
– Она была странной. Знаю только одного соперника по предварительному раунду, а затем, если выиграем, попадем на групповую стадию, ни один из соперников по которой нам по-прежнему неизвестен.

Полагаю, что ФИФА, которая сделала очень много для развития футбола в Африке, должна сделать еще больше. В Европе играют сотни талантов из Африки. Не может такого быть, чтобы меньше десяти процентов ее сборных попадали на чемпионат мира! У Южной Америки – 50 процентов. У Европы – 30.

– Позволю себе поспорить. Пусть африканцы покажут серьезные результаты на мировых первенствах – и получат больше мест. А они даже до полуфиналов ни разу не доходили.
– Вот тут согласен. Это комбинация факторов. Потенциал африканского футбола колоссален, но то, что ее сборные ни разу не играли в полуфиналах ЧМ, – за гранью понимания. Нужно поднимать организацию процесса, и в той же Гане есть много людей, которые к этому стремятся. Азия была в полуфинале, Америка – тоже. Почти все, кроме Африки!

При этом меня радует, что ганские игроки очень легко воспринимают вещи, которых прежде не знали, будь то тактические, ментальные или какие-либо еще. Я старался вникнуть в их менталитет, это необходимо, чтобы твои идеи доходили до них легче. Но никакого стука в глухую стену не потребовалось.

– А с тем, что отсутствие дисциплины – страшный бич африканцев, столкнулись?
– За весь Кубок Африки в нашем лагере не возникло ни одной проблемы, связанной с дисциплиной. Объяснял игрокам, что правила существуют лишь для того, чтобы помогать команде, а анархия будет ей мешать. В моих предыдущих командах таких проблем тоже не было.

Разумеется, на турнире я не отпускал игроков по ночным клубам, поскольку нашей целью было выигрывать матчи, а не танцевать. Но после матчей у них было свободное время, когда они могли делать все, что считали нужным. Причем не все его использовали, поскольку там, где мы жили, было совершенно нечего делать (смеется). Верю в слово «баланс». Ты не можешь ни быть диктатором, ни давать игрокам слишком много свободы. Нужно что-то среднее.

– Помню, что вы жаловались на более убогий автобус у сборной Ганы на турнире в Экваториальной Гвинее, чем те, что предоставили вашим соперникам.
– С одной стороны, я был очень впечатлен, как в кратчайшие сроки Экваториальная Гвинея смогла подготовиться к такому турниру – ведь изначально он должен был проходить в Марокко. Немногие страны на такое способны, и в целом все прошло хорошо.

Но разные мелочи вроде автобуса, времени начала тренировок или пресс-конференций – все это могло быть лучше. В частности, то, что команды жили одновременно в одном отеле. Автобус, кстати, нам так и не поменяли. А перед матчем с Алжиром пришлось добираться до тренировочного поля час десять минут, тогда как сопернику – пять минут. Пришлось использовать это в качестве дополнительной мотивации для наших игроков...

– У вас контракт с Федерацией футбола Ганы до 2017 года. Надеетесь приехать с «Черными звездами» на финальный турнир ЧМ-2018?
– Когда прихожу в любую команду, у меня есть краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный план. Планирую все – при том, что не знаю, что в моей жизни произойдет на следующий день. Поэтому – кто знает? И в этой непредсказуемости вижу только хорошее. Те, кто считает меня невезучим, не догадывается, как же мне повезло, что я побывал в таком количестве мест. Взять последние три года – работал в Сербии, Гане и даже несколько месяцев в Таиланде, что стало потрясающим опытом. Приезжал туда на три месяца помочь команде, которой владеет мой друг. Была конкретная цель – выиграть Кубок страны. Правда, он забыл мне сказать, что соперник выиграл все титулы в стране за последние четыре года (смеется). Тем не менее мы выиграли – 2:0 в присутствии 50 тысяч зрителей. Вы не представляете, как там развивается футбол, и через несколько лет мы о нем обязательно услышим.

– Тем не менее вы никогда не работали в финальном турнире чемпионата мира. И это должно стать для вас мощной мотивацией.
– Да, это хорошая мотивация, и для меня было бы здорово поработать на чемпионате мира. Но до него еще очень много времени, и поэтому нельзя говорить о чем-то наверняка.

29 липня 2015 12:55







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

ТМ. Іспанія – Бразилія. Огляд матчу

 

27 березня 2024 01:20

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 754-го дня повномасштабної війни

 

18 березня 2024 20:59

Португалія, 26-й тур. Каса Піа – Бенфіка. Огляд матчу

 

18 березня 2024 06:29