Сьогодні 28 березня 2024 р.

Как Барбара Берлускони толкает «Милан» в будущее

Дьявол с самого первого дня был символом «россонери». Соперникам дух зла внушал ужас, а команде и болельщикам приносил удачу. 

В наши дни сатана с клубного герба окончательно сошел, но перед каждым домашним матчем «Милана» болельщиков, заходящих на «Сан-Сиро», встречают пять чертей, большинство из которых – женщины. Еженедельник «Футбол» – о том, как живет «Милан», самый известный футбольный клуб мира, власть в котором захватила блондинка.

Дочь с философского факультета

«Милан» четыре года живет без больших побед. Суперклуб, на счету которого 7 кубков чемпионов и 18 триумфов в Серии А, сейчас борется за попадание в еврокубки, испытывая недостаток в ярких звездах. Гуннар Нордаль, Джанни Ривера, Франко Барези, Руд Гуллит, Марко ван Бастен, Роберто Баджо, Джордж Веа, Рональдо, Андрей Шевченко, Кака, Дэвид Бекхэм, Паоло Мальдини… Все они в прошлом. Создавшие «россонери» ореол фантастической команды звезды уступили место Риккардо Монтоливо и Ко. «Милан» больше не наводит ужас одним перечислением состава. Залог успеха теперь исключительно в командной сплоченности и удаче. Но их бывает недостаточно, если соперник оказывается изощреннее: в тактике, в индивидуальных действиях, в самоотдаче.

У нынешнего «Милана» нет главной звезды-футболиста, на котором можно строить любую стратегию. И проблемы от этого возникают всюду: и на поле, и за его пределами. Восьмидесятитысячный стадион заполняется меньше чем наполовину. Привлекать болельщиков на «Сан-Сиро» просто некем. При объявлении фамилий игроков трибуны всем хлопают одинаково. Звучит удивительно, но это факт: «Милан» стал дьявольски скромным.

Колумбийский нападающий Карлос Бакка, главная ударная сила, недостаточно фотогеничен для гламурного Милана. Не спасает ни сердечко, которое форвард показывает в телекамеру после забитых мячей, ни ник в Instagram – goleador70. Капитан Монтоливо внешне эффектен и экспрессивен, но не подходит на роль супергероя по качеству игры: слишком часто ошибается. Вратарь Джанлуиджи Доннарумма, пусть сам легендарный Буффон уже сейчас называет его наследником, в свои 16 лет слишком юн. Делать лицом «россонери» школьника с десятком матчей за основу рискованно. Конструктор атак Джакомо Бонавентура и есть та самая скромность в чистом виде. Фраза владельца «Милана» Сильвио Берлускони лучше всего поясняет, почему 28-й номер не лидер по продажам футболок: «Он не имеет ирокеза, серьги и татуировок. Ничего вообще. Вы уверены, что он футболист?»

Далее можно перебирать весь нынешний состав «россонери» – от недовольного всем вокруг самурая Хонды до улыбчивого раздолбая Балотелли, у каждого будет чего-то не хватать: таланта, харизмы, желания. Вот и получается, что «Милан» сейчас ассоциируется не с футболистами, тренером и даже не с 71-летним менеджером Адриано Галлиани. Главная звезда «россонери» – офисный работник и к тому же женщина-блондинка. С громкой фамилией Берлускони.

Дочь экс-премьер-министра Италии и актрисы Вероники Ларио, вице-президент il diavolo 31-летняя Барбара. В юности она изучала философию в Университете Сан-Раффаэле, каталась на яхте с дочерьми Владимира Путина. Потом вышла замуж за бизнесмена Джорджио Валагуццу, родила двоих сыновей и рассталась с мужем – тот не любил футбол и слишком много работал. Скрывала романтические отношения с грузинским легионером «Милана» Кахой Каладзе. И не делала тайны из связи с бразильским полузащитником Алешандре Пато.

undefined

 
Красные Терминаторы

За два года нахождения в должности вице-президента «Милана» Барбары Берлускони ее главным проектом в клубе стал новый офис – Сasa Milan. Он был открыт весной 2014-го. И производит впечатление дизайнерскими наворотами. Место обязывает.

Находится штаб-квартира «россонери» в деловом районе Fiera Milano, неподалеку от выставочного центра, где проходят крутые бизнес-мероприятия. При выходе со станции метро Portello никак не пропустить футуристическую крышу в виде паруса – это и есть та самая выставка. А в гости к «Милану» – в противоположную сторону. Семиэтажное здание дьявольской расцветки с огромным медиаэкраном стоит на самой большой площади Милана – Gino Valle.

Есть и другой путь до офиса – на туристическом автобусе от собора Дуомо. Стараниями Барбары Берлускони остановка на via Aldo Rossi, 8 недавно была включена в один из маршрутов. В Сasa Milan проще всего в городе купить билет на матч «Милана», увидеть все трофеи клуба и, если повезет, встретить какого-нибудь игрока «россонери».

Штаб-квартира «Милана» занимает 10 тысяч квадратных метров. Всех их оформлял самый модный итальянский архитектор современности Фабио Новембре. Он, кажется, и сам немного косит под дьявола. На фото дизайнер предстает в черном приталенном костюме с подведенными тушью глазами или вообще в маске гориллы.

В интерьерах Casa Milan Новембре все сделал по своим провокационным и баснословно дорогим лекалам. Одно пространство проникает в другое: шары, круги и обнаженные красные торсы с головами, которые лезут не только по крыше, но и выглядывают из колон. Сходство с Терминатором у мужчин исключительное. Не обошлось и без зловещих огромных черных штор, не пропускающих свет. Адское место.

Сам Новембре объясняет все иначе: «Я исходил из английской традиции названия клуба – Milan. В нем кроется слово «человек» (man). А человек – центр Вселенной. Мы всегда играем в команде, и поэтому футбол – удивительный спорт, за что я его и люблю. Как говорится: «Не перестают играть потому, что стареют, а стареют потому, что перестают играть». С чем-чем, а с философской базой в «Милане» теперь полный порядок.

undefined

 
Истории в деталях

Билет в музей, носящий амбициозное название Mondo Milan («Мир «Милана»), стоит 15 евро. Каждый сектор в нем имеет свое название: «Улица чемпионов», «Милан» в мире» и т.д. Путешествуешь, как в машине времени: из 1899-го – года создания клуба – в современность.

Каждому футбольному сезону тут соответствует своя красная навигационная полоса. Она начинается на стене, проходит по полу и заканчивается у какого-нибудь экспоната: мяча, бутс, перчаток, маек. Но чаще – у телевизора с видеофрагментами. Google активно участвовал в проекте музея, обеспечив на мониторах такую вакханалию, что у любого экрана можно зависнуть на несколько часов. Не просто голы, передачи, празднования взятия ворот и побед, но и интервью, документальные фильмы, реклама... Сразу понятно: хозяйка клуба – наследница огромной медиаимперии, от которой не укрылось ничего.

И почему-то сразу не остается сомнений, что, как и в любом музее, тут есть запасники с грифом «совершенно секретно». А там – набор вилок, с которыми импульсивный Дженнаро Гаттузо носился за товарищами по команде и тыкал их точно в мышцы ног. Так дикий Рино расправлялся с теми, кто мешали ему спать на базе во время тихого часа. Или леопардовая пижама того же Гаттузо, приводившая в бешенство Андреа Пирло. Или старые разбитые бутсы Филиппо Индзаги, с которыми тот никогда не расставался, так как считал, что только с их помощью обретает дьявольскую бомбардирскую силу.

undefined

 
Белый вертолет и желтый галстук

«Милан» не был бы «Миланом», а Барбара Берлускони – дочерью Сильвио Берлускони, если бы центральное место в музее не было отведено владельцу. Если в музей португальского «Порту» создатели умудрились загнать чемпионский автобус, то в Милане пошли еще дальше – затащив вертолет! Не совсем настоящий и не совсем целиком, но все-таки… Дело в том, что начало эры Берлускони в «Милане» связано с белоснежным вертолетом. Тридцать лет назад – 1 марта 1986-го на базу в Миланелло Сильвио прибыл именно на нем.

А вскоре последовало приглашение тренера Арриго Сакки, покупка за 21 миллион выдающегося голландского трио Ван Бастен–Гуллит–Райкард и громкие победы. Исторические кадры прибытия вертолета транслируются тут же на мониторах. Вау-эффект для Берлускони всегда был обязательной ступенью к успеху, чем бы он ни занимался: бизнесом, политикой, футболом, пересадкой волос, любовью или дорогой к бессмертию.

В Mondo Milan все продумано до мелочей. Выражение «Дьявол кроется в деталях» тут к месту, как нигде. Например, золотистый галстук, лежащий под стеклом неподалеку от вертолета. Аксессуар принадлежит Адриано Галлиани. Берлускони привел его в «Милан» тоже в 1986-м. К тому времени геодезист по образованию и бизнесмен по призванию уже несколько лет работал на Сильвио. Лысый, как бильярдный шар, функционер, по прозвищу Дядя, и стал тем самым человеком, который долгие годы утолял жажду футбольных побед Берлускони. Галлиани в Италии любят спрашивать, сколько у него галстуков, но он всегда отвечает уклончиво: «Много, действительно много, 100 или 200».

Никто не удивится, если вдруг выяснится, что все они желтого цвета. Футболисты «Милана», отвечая на вопрос о подарке Галлиани, всегда называют желтый галстук. Правда, никто и никогда не признавался, что тот действительно его дарил. А самая популярная шутка про Адриано у болельщиков «россонери» тоже о том же: «Мистер Галлиани, не покупайте больше галстуки, купите защитника (вратаря, полузащитника, нападающего – амплуа меняется в зависимости от ситуации)».

В современном «Милане» Галлиани непросто. Барбара Берлускони активно прессует опытного менеджера. Но, судя по всему, он доработает до 2018 года. В ином случае за расторжение контракта должна последовать неустойка в 50 млн евро. «Я очень люблю «Милан», но нельзя забывать, что футбол – бизнес» – этой фразе Галлиани в музее места не нашлось, но она не менее знаменита, чем галстуки функционера. Ну, а пока у Леди Б и Дяди одинаковые должности в структуре – вице-президент, но разные сферы – политика и экономика против трансферов. Приходится договариваться.

Трехметровый чемпион

Центр экспозиции занимает «Улица чемпионов». Только это скорее площадь, в центре которой водружен трехметровый Кубок чемпионов. Когда заходишь сюда, оценить масштабы невозможно: полная темнота. Потом над трофеем, в овале, символизирующем клубную эмблему, начинается очередной мотивационный ролик о величии отдельно взятого клуба. И уже потом, когда овал окрашивается в красно-черные цвета, включаются софиты и оказывается, что по стенам расставлены все значимые кубки «Милана» за всю историю. Если попасть сюда в одиночестве, впечатления особенно сильны: сидишь на золотой скамейке и пялишься в потолок, а потом идешь идентифицировать трофеи.

В следующем зале гостей встречает красный Черт-Терминатор с компанией. У монстра нет кожи и скальпа, но сердце и кровеносная система работают на «отлично». А в друзья к нему попали капитаны «Милана» Франко Барези и Паоло Мальдини плюс Андрей Шевченко. И, конечно, Барбара Берлускони. Но все они – иллюзия. Голографические проекции в полный рост возникают из воздуха, как призраки. Рассказывают о величии «Милана», бьют по мячу и рассыпаются в звездную пыль.

undefined

 
Капсулы времени

Дальше попадаешь в пространство с шестью «Золотыми мячами». В его центре одна за другой выстроены шесть стеклянных капсул от пола до потолка. В каждой – по одному главному личному трофею мирового футбола и форме игрока, получавшего награду.

Первый среди равных – Джанни Ривера. Свои первые два Кубка чемпионов в 1963 и 1969 годах «Милан» выиграл с Риверой в составе, второй триумф и принес Маленькому князю «Золотой мяч». Карьера Риверы была богата на яркие повороты. Бывают играющие тренеры, а он, например, побывал играющим президентом клуба. Умение скандалить, интриговать и находить общий язык с влиятельными людьми пригодилось Ривере после окончания карьеры игрока. До 1986 года он работал в структуре клуба, но, после того как «Милан» купил Берлускони, Джанни ушел в политику, где преуспел, меняя партии и должности.

Два следующих сосуда времени зарезервированы за голландцами: Рудом Гуллитом и Марко ван Бастеном. Потом идет единственный африканский футболист, получавший «Золотой мяч», – Джордж Веа. За ним – колба с майкой и мячом Андрея Шевченко. И, наконец, последняя, шестая, принадлежит Рикардо Кака.

Но не только капсулами запоминается этот зал. На стенах тут портреты великолепной шестерки, а также Паоло Мальдини. И на них можно не только смотреть, но и легким движением руки по экрану превращать изображения в кинокадры и столбики статистических таблиц: голы, очки, секунды. Ранжировать можно как угодно, чуть ли не по броскам мяча из аута. Чтобы просмотреть все это видео, наверное, уйдут даже не месяцы, а годы!

На выходе из музея попадаешь в огромный клубный магазин. Где есть все, даже бутылки фирменного просекко за 25 евро. Единственное, что забывают продавцы в этом магазине, – снимать с покупок электронные чипы. Каждый второй посетитель «пищит» на выходе, но работников это мало волнует. О том, чтобы на вещах не было чипов, заботиться должны сами покупатели. Dolce vita!

Тут же в магазине можно купить и билет на матч «Милана». С ними – строже. Занимаются продажей девушки, и без предъявления паспорта не обойтись. Еще в Casa Milan делают кофе – тут есть клубное кафе, где во время обеда можно столкнуться даже с Барбарой Берлускони.

Существует проект, согласно которому рядом с офисом клуба может появиться и новый стадион, но это пока мечты. Для этого «Милану» нужны инвестиции. Но сделка Берлускони с тайским бизнесменом Би Таучауболом, согласно которой тому должны отойти 48 процентов акций клуба за 500 миллионов, до сих пор не осуществилась. Тем не менее Леди Б твердо уверена, что «Милан» должен развиваться за счет Востока, а именно – Китая. Там за «россонери», согласно маркетинговым исследованиям, болеют чуть более 20 млн человек. Во всем остальном мире таковых 150 млн.

undefined

 
Клоны Гуллита и Румменигге

Ну, а пока «Милан» проводит домашние матчи на «Сан-Сиро» в трех остановках от своего офиса. Здесь все не так гламурно, но аура выдающегося места ощутима даже в дни, когда нет матчей. 80-тысячную арену «россонери» делят с «Интером» – вторым по популярности клубом Италии после «Ювентуса». Судьба «Милана» и «Интера» вообще тесно переплетена. Начиная с того, что «нерадзурри» еще в начале 20-го века откололись от «россонери» на почве скандала с легионерами.

Сильвио Берлускони, до того как его «попутал бес», тоже болел за «Интер». В противовес легенде «нерадзурри» Джузеппе Меацца. Великий игрок, именем которого на самом деле назван стадион «Сан-Сиро» (так его именуют только поклонники «Милана» – из духа противоречия), с детства болел именно за «россонери». И только когда был забракован в 14-летнем возрасте из-за физической немощи (весил всего 40 кг), отправился в «Интер», где стал легендой.

На территории стадиона – свой музей. Скромная коробка, снаружи похожая на гараж, попадется по пути к зоне VIP. Ее главные экспонаты – 13 статуй звезд «Милана» и «Интера» из папье-маше. На самом деле фигур 15 (две из них – голландец Руд Гуллит и немец Карл-Хайнц Румменигге клонированы и на правах представителей клубов делегированы в аэропорт Милана «Мальпенса» встречать гостей города).

Там они стоят в стеклянной витрине. А на «Сан-Сиро» любой статуе можно пожать руку, а если те заняты мячом, то похлопать по плечу. Особенно востребованы для панибратства легендарные Паоло Мальдини и Джузеппе Бергоми. Они лучше всего освещены. Остальные выглядывают из темноты, их с трудом захватывает в фокус даже фотоаппарат со вспышкой. Самое удивительное, что тут отсутствует фигура Марко ван Бастена – нападающего, который, будучи игроком «Милана», трижды получал «Золотой мяч»

Кинокресла и 110 крючков

В день, когда на арене не проводятся матчи, из музея можно совершить тур по подтрибунным помещениям. На «Сан-Сиро» сразу три раздевалки: «Милана», «Интера» и гостевая. У «россонери» – помещение в виде амфитеатра, спроектированное дизайнерами из студии Ragazzi & Partners. В центре расположен стол с крышкой в виде клубной эмблемы и ее отражением на потолке. Полукругом стоят 23 красно-черных кинокресла от Фабио Сонего. Златану Ибрагимовичу за время игры в «Милане» они так полюбились, что он специально заказал несколько подобных для своего личного кинотеатра в Мальме. Самое спокойное место в раздевалке – в укромном углу у стены, подальше от входа – у Доннаруммы. Рядом сидит Хонда, а чуть поодаль – Бонавентура.

У «Интера» раздевалка, наоборот, исполнена в духе минимализма. Вместо кресел тут белые лавки, металлическая перекладина для 110 крючков и никаких шкафов и вешалок. Изображения звезд прошлого – в полный рост в черно-белых тонах – и 18 значков «скудетто».

undefined

 
От раздевалок всего несколько метров до тоннеля, ведущего к полю. Он глубокий – 12 ступеней – и длинный, с двумя выходами. Первый – по прямой – к углу поля, откуда выходят команды перед матчами. Второй – сразу к скамейкам запасных. Те, кстати, сверху закрыты пуленепробиваемыми стеклами.

За газоном на «Сан-Сиро» ухаживают так усердно, что каждую искусственную травинку специально обученные люди втыкают по отдельности. Загоняют ее в землю специальным шилом, а потом тянут вручную и режут ножом. Процесс завораживает: не верится, что такое вообще возможно в 21-м веке.

Еще на арене на центральной трибуне днем в любой день всегда открыто кафе. В день накануне матча Серии А выглядит оно как самое итальянское место на свете – тут, сдвинув пять столов в один, обедает целая семья из 20 человек. И поварам, бармену и официанту, судя по счастливым выражениям лиц, происходящее очень нравится. Сидящий при входе охранник тоже доволен.

Выход со стадиона – через магазин. Он поделен на две части – по клубной принадлежности. На половине «Интера» Мауро Икарди на плакате показывает язык в сторону «Милана». При ближайшем рассмотрении выясняется, что на самом деле язык Мауро – обман зрения: фотограф просто подгадал игру света и тени. Но ощущение, что все неслучайно, устойчивое.

Среди различных сувениров особенно прикольны гейзерные кофеварки за 39 евро 90 центов. При кипении они высвистывают мотивы гимнов «Милана» или «Интера». Здесь продают даже воздух. За 9.90 можно купить специальную консервную банку с атмосферой и травой стадиона, где в этом году в мае пройдет финал Лиги чемпионов.

Только на искусственных чертей в магазине «Сан-Сиро» наложено эмбарго. На стадионе они должны быть только настоящими.

6 лютого 2016 10:30







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Італія, 29-й тур. Інтер – Наполі. Огляд матчу

 

18 березня 2024 00:46

Італія, 29-й тур. Верона – Мілан. Огляд матчу

 

17 березня 2024 19:05

Італія, 29-й тур. Ювентус – Дженоа. Огляд матчу

 

17 березня 2024 16:31