Сьогодні 29 березня 2024 р.

Тайные бутсы, серая наличка и лесть

Во время сезона-2019/20 клубы английской Премьер-лиги выплатили футбольным агентам 263 млн фунтов.

«Ливерпуль» выложился больше остальных – 30,3 млн фунтов, а «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед» и «Челси» заплатили более 26 млн фунтов. «Бернли», отдавший 3,9 млн, потерял меньше всего. В Чемпионшипе всего было потрачено 49 млн фунтов, а в Лиге 1 и Лиге 2 – пять млн.

Получается, что в четырех английских дивизионах агенты заработали почти 320 млн фунтов за один только сезон. Не удивительно, что они сражаются за каждого нового клиента.

На высшем уровне «суперагенты» пытаются заполучить таких звезд, как Вильфрид Заа из «Кристал Пэласа» – в 2019 он расторгнул контракт с Unique Sports Management и перешел к Федерико Касторелло, чьей последней заслугой стала «кража» Ромелу Лукаку у Мино Райолы. Но с итальянцем Заа долго не пробыл, недавно перейдя к американской фирме RocNation. В последний год она активно помогала Маркусу Рэшфорду в его политической карьере. Ну а Рахим Стерлинг из «Манчестер Сити» оставил своего старого агента Эйди Уорда, с которым он проработал много лет, и теперь ищет другие варианты.

Этого не видят остальные, но в футболе ведется непрерывная война за драгоценные подписи. Это напряженная, сложная работа, которая может обогатить удачливого агента – или оставить его ни с чем. Издание The Athletic переговорило со многими представителями этой профессии и выяснило много интересного.

***

В идеальном мире футболист бы сохранял отношения со своим агентом на протяжении всей карьеры.

Существующие правила Футбольной ассоциации запрещают агентам представлять игроков моложе 16 лет. Им нельзя даже с ними контактировать, то есть запрещены СМС, электронная почта, мессенджеры и социальные сети. Нельзя и пытаться вызвать расположение у семьи или друзей. Более того, между 16 и 18 годами без согласия родителей или опекунов все равно делать ничего нельзя. В прошлом году за нарушение этих правил были дисквалифицированы шесть агентов. Но можно с уверенностью предположить, что потенциальных нарушителей было гораздо больше, тем более что у большинства агентств есть специальные отделы, занимающиеся молодыми игроками.

«Мы пытаемся по-человечески все делать, но не получается. Все равно чувствуешь себя как-то стремно. У нас есть причины верить, что у некоторых агентов есть контакты внутри клубов. Может, их друг – тренер игроков до 14 лет. Может, им позволяют посещать молодежные матчи. Бывает, что «случайно» завяжется разговор с родителями на автостоянке. Я как-то посмотрел один матч между молодежными составами двух команд АПЛ, и на бровке увидел десять агентов. Я видел, как происходил обмен визитками. Какие-то клубы используют алгоритмы распознавания лиц для того, чтобы останавливать непрошенных визитеров, но чаще всего зайти может любой. Достаточно просто назваться родителем или братом одного из участников» – говорил один из агентов.

Другой присоединяется к нему: «Есть список агентов, которые получили штраф за контактирование с несовершеннолетними через Instagram, Snapchat и WhatsApp без родительского разрешения. Бывает, что они выторговывают телефонный номерок интересующего игрока у одноклубников. Бывают умные ребята, которые сразу отворачивают, но всегда найдется дурень, который за тысячу-другую все вам предоставит на блюдечке с голубой каёмочкой. И не важно, что с ним связывается какой-то совершенно незнакомый взрослый…»

«Мы стараемся связаться с родителями, и порой единственный способ это сделать – через клуб. Но если вы позвоните в юношеский отдел «Челси» и скажите, что думаете подписать футболиста, вам деталей не скажут. Но в девяти случаях из десяти всегда можно встретить в клубе кого-нибудь, кто поделится контактом либо игрока, либо его родителей. Может, кто-то администрации. Так делать запрещено законом по защите личных данных, но все бывает. Самые бесчестные агенты используют социальные сети и напрочь игнорируют правила. Они могут отрыть детали о родителях через профиль ребенка и изучить, на кого он подписан в Instagram, например. Они даже могут использовать бренды для получения желаемого».

В личной беседе несколько агентов выразили точку зрения, что этот вопрос искусственно раздут. Один из них признался, что его чуть не поймали за переговорами с 17-летним, хотя он даже не знал его возраст. «Правительство больше печется об этой проблеме, чем о проблеме коррупции. У каждого агента есть знакомые, которых дисквалифицировали или оштрафовали за такое нарушение. Кто-то в агентстве ошибется в цифре, а ты получаешь запрет на шесть месяцев. И ведь совершенно невиновных людей выставляют чуть ли не педофилами, когда максимум, что случилось, это административный просчёт».

***
Когда игрок подписывает соглашение с агентством, это не значит, что это навсегда. В Англии такие соглашения не длятся дольше двух лет, в результате чего многие агенты всерьез боятся конкуренции. Профессия сопряжена с повсеместной паранойей.

Когда один игрок АПЛ не сумел подыскать себе клуб летом 2020 года, на следующий день ему поступило три звонка от чужих агентов.

«Мы любим сравнивать их с женщинами. Никогда не знаешь, если супруга тебе изменяет или обедает с кем-то другим. Если твой клиент сам «изменил», перейдя к тебе, то что мешает ему сделать это снова? Даже если ты работаешь с парнем, который с тобой уже десять лет, и которого ты протащил из Лиги Один в АПЛ, эта паранойя неизбежна».

«Как правило, в пределах двух лет может случиться аренда, трансфер или продление контракта, и в это время все может рухнуть. Есть лояльные, которые даже не думают что-то менять. А другие будут отвечать на предложения. Интерес виден даже по тому же Instagram – когда на игрока подписываются агентства, и он отвечает взаимностью. Футболист хочет агента, которому может доверять. Но затем начинается: а сколько у тебя влияния? Каких контрактов ты добиваешься? Сколько молодых ты трудоустроил?»,

Чаще всего терки возникают, когда игроку приходит налоговая форма P11D. Когда это происходит (в Великобритании), налоговикам уходит 45% суммы, которую клуб выплатил его представителю, то есть футболист теряет существенную сумму денег. Но бывает, что агенты не рассказывают об этом, или рассказывают непонятно, особенно иностранцам, и такие моменты могут привести к ссорам.

«Игроки ненавидят агентов, которые не объясняют все заранее. Если агент сразу скажет: «Клуб выплатит мне один миллион фунтов, а ты заплатишь 45% этой суммы», то футболист будет морально готов. Но такие вот сюрпризы не нужны никому.

***

Самый лучший маркетинг для агентств делают те игроки, которые уже их представляют. Например, Иван Ракитич всегда восхищался карьерой Жерарда Пике, и в результате стал работать с его агентом Артуро Каналесом. Никлас Бендтнер сменил агента после того, как Эшли Коул расхвалил ему Дэвида Маннасе.

Как же завлечь футболиста? Главное – оказаться с ним в одной комнате. «Молодому достаточно предложить заскочить в Nando’s [южноафриканская сеть ресторанов быстрого питания, специализирующаяся на блюдах из курицы; очень популярна в Великобритании – прим. переводчика]» – говорит один агент. Другой добавляет: «Главное – общественное, но уединенное место. Тихий бар в отеле неподалеку от дома игрока. Иногда – командный отель в преддверии матча, но это уже скорее для существующих клиентов. Главная проблема – возраст. Порой они просто не хотят тратить свое время; пока ты толкаешь речь, они то и дело поглядывают на часы, больше думая о том, когда смогут вернуться к Fortnite [популярная видеоигра – прим. переводчика] с друзьями».

Есть и агентства, которые пытаются впечатлить. Кто-то делает это при помощи билета на какое-нибудь мероприятие или просто в директорскую ложу на матч АПЛ. Способы привлечения интереса постоянно меняются.

Один из ведущих европейских агентов поясняет: «Мы внимательно изучаем игрока: футбол, имидж, ситуацию с контрактом, потенциальные варианты, сравнения с другими. Делаем такую детальную презентацию. Предлагаем им целый ряд возможных клубов. Главное – помнить, что нельзя говорить на протяжении 45 минут. Спустя 10 минут они уже отключаются. Есть, конечно, внимательные, но это реже. Те, что поумнее, тоже в лекции не заинтересованы, так что нужно быть лаконичным и не тратить время впустую».

Некоторые британские агентства используют проприетарное программное обеспечение и алгоритмы для нахождения новых талантов. Они демонстрируют «иллюстрации-радары в духе Football Manager» [популярный футбольный симулятор – прим. переводчика], но зачастую все это, как говорит один агент, создается только в качестве дымовой завесы для того, чтобы потешить эго потенциального клиента. «Многие просто включают нарезки с лучшими моментами игрока. Мне кажется, что это тупой прием, но есть игроки, которые только и хотят, что слышать о том, какие они классные».

Иногда между агентом и игроком возникают конфликты – особенно когда речь заходит о деньгах. Но чаще всего к ним относятся, как к доверенным лицам, деловым советникам, учителям и помощникам. Большинства агентов ненавидят тот факт, что репутация их профессии так плоха.

***

На войне все средства хороши, и некоторые агенты готовы пойти на все, лишь бы отбить желанного игрока. По идее, им запрещено использовать какие-либо рычаги влияния для того, чтобы убедить футболистов подписать контракт с той или иной компанией, но всегда найдутся способы добиться своего.

Например, Бендтнер как-то получил кровать от агента, который был в нем заинтересован. Другие банально использовали клевету для того, чтобы очернить конкурентов.

Многие футболисты просто одержимы спонсорскими соглашениями с производителями бутс или просто видными брендами. И, несмотря на распространенное заблуждение, сделки с производителями обувь не так уж распространены – если речь только не идет о топ-игроках. Очень мало кому реально платят за то, чтобы они носили какие-то конкретные бутсы. Кто-то может разве что получить пару-другую бутс в качестве благодарности – но никаких денег.

«Агенты всегда обещают спонсорское соглашение с производителем экипировки, но редко когда делают это искренне. Им легче втайне забежать в спортивный магазин и купить бутсы там, притворившись, что это такой подарок от компании. Игроки клюют».

Это подтверждает представитель одного видного бренда: «Помню, ко мне обратился наш цифровой отдел с вопросом, почему какой-то парень ссылается на нас и благодарит за бутсы? А я и понятия не имел. Футболисты искренне верят, что заключили какое-то соглашение, в то время как агент сам им эти бутсы и покупает».

«У большинства никаких сделок нет – и особенно у молодых. Они просто хотят написать в Instagram и похвастаться, что они представляют такой-то клуб и такой-то бренд. А другие им завидуют. Может, даже девушка какая-нибудь пришлет откровенную фотографию. Вот и весь процесс».

Другие агенты признаются в том, что не все поступают честно. В то время как предлагать деньги запрещено, это не останавливает тех, кто может себе это позволить. Порой они получают отказ, и на вопрос о причине получают одинаковый ответ: «мне понравился их аккаунт в социальных сетях» или «мне предложили столько-то денег». «Тут мы разводим руками: это нечестный бой. Целый ряд игроков просто оказываются нам не по силам только потому что суммы ходят безумные – шестизначные!»

Текст: The Athletic
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ

5 лютого 2021 13:13







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Єгор Ярмолюк. З України до Західного Лондона. Важкі рішення. Виробництво ФК Брентфорд

 

28 березня 2024 20:34

Кубок Англії, 1/4 фіналу. МЮ – Ліверпуль. Огляд матчу

 

17 березня 2024 20:37

Кубок Англії, 1/4 фіналу. Челсі – Лестер. Огляд матчу за участю Мудрика

 

17 березня 2024 17:51